13.08.2020
Мария Кривоченко
3 940

Астрономы обнаружили самую быструю звезду в Млечном Пути

3.0

Европейские астрономы открыли несколько звезд в центре Галактики. Они вращаются вокруг черной дыры и на сегодня наиболее близки к ней. Среди них — самая быстрая звезда в Млечном Пути: ее скорость доходит до 24 тысяч километров в секунду, это 8% от скорости света.

Галактика Стрелец А* / ©NASA

Команда астрономов изучила фотографии, сделанные в Европейской южной обсерватории в Чили с 2004 по 2016 год. В январе они рассказали об открытии звезды S62, которая совершала полный оборот вокруг черной дыры Стрелец А* за 9,9 года и двигалась со скоростью 20 тысяч километров в секунду (6,7% процента от скорости света). До недавнего времени она считалась самой близкой к черной дыре звездой в Галактике.

В последнем отчете, опубликованном в журнале Astrophysical Journal, группа сообщила об обнаружении пяти звезд, которые бьют этот рекорд. Особое внимание ученых привлекли S4711 и S4714. Первая, голубая звезда спектрального класса B, имеет более короткий орбитальный период, чем S62. Она совершает полный оборот вокруг дыры всего за 7,6 года. Орбитальный период S4714 длиннее, но она гораздо ближе подходит к Стрельцу А* — на 1,9 миллиарда километров. В этой точке звезда разгоняется до 24 тысяч километров секунду.

Орбиты звезд рядом со Стрельцом А* / © Флориан Пейкер

Открытые звезды могут принадлежать к классу, который описали астрофизики Тал Александер и Марк Моррис в 2003 году. Они предположили, что некоторые светила, названные «сквизарами», вращаются вокруг черной дыры и сжимаются под действием ее приливных сил. «Я уверен в S4711 — ее характеристики согласуются с тем, что описал Тал Александер. Возможно, она — первая обнаруженная звезда этого класса», — рассказал Флориан Пейкер, руководитель исследования.

Если гипотеза подтвердится, открытие поможет разобраться, как взаимодействуют черные дыры и звезды, и проверить Общую теорию относительности. Ранее астрономы смогли получить несколько подтверждений теории, наблюдая за S2: орбита звезды смещалась, когда она приближалась к черной дыре, что соответствует постулатам Эйнштейна.

Анимация движения звезд за последние 20 лет / ©UCLA Galactic Center Group

Новые тесты смогут стать «началом большой научной революции», заявляют авторы. S4714 приблизится к Стрельцу А* в следующий раз в 2029 году, и ученые смогут проверить, как меняется звезда под ее влиянием. Кроме того, они уверены, что в центре Галактики гораздо больше звезд могут вращаться по более близкой орбите. Скорее всего, они слишком тусклые, поэтому современные телескопы не могут их обнаружить. Но если эти звезды действительно существуют, через несколько лет, на более точных приборах, ученые смогут собрать достаточно данных, чтобы заявить о новом открытии. «Я постоянно работаю над изучением галактического центра и почти уверен, что это была не последняя наша публикация», — сказал Пейскер.