Роды ослабили и защитили самок мышей перед инсультом — Naked Science

Роды ослабили и защитили самок мышей перед инсультом

Американские ученые показали, что опыт родов может повышать риск инсульта в краткосрочной и способствовать реабилитации в долгосрочной перспективе.

Болезни сердечно-сосудистой системы считаются основной причиной смерти в мире. В частности, к ним относится инсульт — острое нарушение кровотока мозга, риск которого повышают нерациональное питание, курение, старение, а также пол. Например, в США каждый год расстройством страдают на 55 тысяч женщин больше, чем мужчин. Механизм такого распределения неясен; по одной из гипотез, эффект может опосредовать может опыт родов. Известно, что на фоне гормональных сдвигов беременность нередко вызывает изменения коагуляции и кровообращения. В то же время исследование 2015 года выявило обратную тенденцию: согласно ему, роды способны снижать вероятность летального исхода при патологиях сосудов.

В случае инсульта риск осложнений возрастает за два дня до родов и сохраняет показатель в течение 12 недель после. Однако то, как процедура отражается на здоровье роженицы в долгосрочной перспективе, до сих пор не изучалось. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Университета Мэриленда и других научных учреждений организовали серию лабораторных экспериментов на самках мышей. После многократного опыта родов в одной из групп авторы проводили поведенческие тесты и затем моделировали у животных ишемический инсульт. До наступления возраста 12 месяцев ученые проанализировали очаги поражения мозга, скорость восстановления и повторно — поведенческие параметры.

Результаты показали, что перед экспериментом мыши, имеющие опыт родов, чаще сохраняли неподвижность и имели повышенный уровень биомаркеров заболевания — триглицеридов и холестерина. После инсульта для них были характерны подавленные иммунные реакции, что выражалось, например, в низкой активности микроглии. Вместе с тем в критический для реабилитации период (72 часа) в мозге рожавших особей наблюдались повышение фактора роста эндотелия сосудов (VEGA), снижение выработки фактора некроза опухоли (TNF), избыток которого ассоциируется с нарушениями кровотока, и интерлейкина 1 бета (IL-1β). Размер очага поражения у таких животных значимо отличался в меньшую сторону.

Доля восстановленных сосудов (B) и число коллатералей (C) в рассмотренной области мозга у девственных (черный цвет) и рожавших (серый цвет) мышей спустя 30 дней после инсульта / ©Rodney M. Ritzel et al., PNAS, 2017

Примечательны поведенческие различия между группами. До инсульта рожавшие мыши уступали девственным по ряду показателей, в частности силе хвата и равновесию. Однако после болезни они демонстрировали меньше негативных изменений. Так, животные, которые имели опыт родов, в среднем быстрее проходили лабиринт, лучше удерживали баланс и сохраняли нормальный вес. Посмертный гистологический анализ подтвердил, что к 30 дню после инсульта мозг рожавших особей содержал больше восстановленных сосудов и коллатералей. По мнению авторов, полученные данные указывают на то, что роды могут повышать риск инсульта, но в долгосрочной перспективе, напротив, способствовать реабилитации.

Подробности работы представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые выяснили, что риск сердечно-сосудистых заболеваний может повышать гиперактивность миндалевидного тела.