Родился первый ребенок «от трех родителей»
27.09.2016

Родился первый ребенок «от трех родителей»

Медики объявили об успешном появлении на свет первого младенца, рожденного «от трех родителей». Новая технология позволила избавить его от неизлечимого и летального наследственного заболевания, синдрома Лея. Ребенку уже пять месяцев, и он здоров.

newborn-baby-feet

Мать малыша – носительница мутации, ведущей к развитию синдрома Лея и тяжелым нарушениям в развитии центральной нервной системы, которые затрагивают в итоге весь организм. Редкая болезнь может быть связана с целым рядом мутаций, причем не только в хромосомах больного, но и в ДНК его митохондрий – крошечных, но очень многочисленных клеточных органелл, которые служат клетке поставщиками энергии и имеют собственную ДНК. И если хромосомную наследственность мы получаем пополам от отца и матери, то геномы митохондрий – только от материнской яйцеклетки.

Малышу грозило унаследовать опасную мутацию именно через митохондриальную ДНК матери. Мутация была обнаружена примерно в четверти ее митохондрий, и хотя для самой женщины опасности не представляет, привела к преждевременной гибели двух предыдущих ее детей в возрасте 6 лет и 8 месяцев. Супружеская пара из Иордана обратилась к Джону Чзану (John Zhang), врачу и исследователю из Центра материнства Нью-Хоуп в Нью-Йорке, рассказав о своих почти 20-летних попытках обзавестись ребенком.

Чзан и его команда разрабатывают новую процедуру искусственного оплодотворения яйцеклетки женщины-донора, из которой предварительно удаляется ее собственное ядро с хромосомами и заменяется на ядро матери. Именно это и имеют в виду СМИ, заявляя о «ребенке от трех родителей»: крошечная (в сравнении с хромосомами) часть его генов получена от третьего человека.

Экспериментальный метод пока еще не получил широкого официального одобрения и в США не разрешен к применению, поэтому Чзан и его пациенты отправились в Мексику, где, по словам журнала New Scientist, «нет никаких правил». Ученому удалось заменить ядра и оплодотворить пять яйцеклеток, из которых лишь одна перенесла стресс и начала нормально развиваться.

Авторы благоразумно выбирали сперматозоиды, несущие Y-хромосому, так что после пересадки в организм матери и положенного 9-месячного срока на свет появился мальчик. Детальнее о событии рассказывает отчет, опубликованный врачами в журнале Fertility and Sterility.