Родился первый ребенок «от трех родителей» — Naked Science
27.09.2016

Родился первый ребенок «от трех родителей»

Медики объявили об успешном появлении на свет первого младенца, рожденного «от трех родителей». Новая технология позволила избавить его от неизлечимого и летального наследственного заболевания, синдрома Лея. Ребенку уже пять месяцев, и он здоров.

newborn-baby-feet

Мать малыша – носительница мутации, ведущей к развитию синдрома Лея и тяжелым нарушениям в развитии центральной нервной системы, которые затрагивают в итоге весь организм. Редкая болезнь может быть связана с целым рядом мутаций, причем не только в хромосомах больного, но и в ДНК его митохондрий – крошечных, но очень многочисленных клеточных органелл, которые служат клетке поставщиками энергии и имеют собственную ДНК. И если хромосомную наследственность мы получаем пополам от отца и матери, то геномы митохондрий – только от материнской яйцеклетки.

Малышу грозило унаследовать опасную мутацию именно через митохондриальную ДНК матери. Мутация была обнаружена примерно в четверти ее митохондрий, и хотя для самой женщины опасности не представляет, привела к преждевременной гибели двух предыдущих ее детей в возрасте 6 лет и 8 месяцев. Супружеская пара из Иордана обратилась к Джону Чзану (John Zhang), врачу и исследователю из Центра материнства Нью-Хоуп в Нью-Йорке, рассказав о своих почти 20-летних попытках обзавестись ребенком.

Чзан и его команда разрабатывают новую процедуру искусственного оплодотворения яйцеклетки женщины-донора, из которой предварительно удаляется ее собственное ядро с хромосомами и заменяется на ядро матери. Именно это и имеют в виду СМИ, заявляя о «ребенке от трех родителей»: крошечная (в сравнении с хромосомами) часть его генов получена от третьего человека.

Экспериментальный метод пока еще не получил широкого официального одобрения и в США не разрешен к применению, поэтому Чзан и его пациенты отправились в Мексику, где, по словам журнала New Scientist, «нет никаких правил». Ученому удалось заменить ядра и оплодотворить пять яйцеклеток, из которых лишь одна перенесла стресс и начала нормально развиваться.

Авторы благоразумно выбирали сперматозоиды, несущие Y-хромосому, так что после пересадки в организм матери и положенного 9-месячного срока на свет появился мальчик. Детальнее о событии рассказывает отчет, опубликованный врачами в журнале Fertility and Sterility.