03.11.2017
Редакция Naked Science

Разницу между «совами» и «жаворонками» объяснили активностью мозга

Финские исследователи обнаружили статистически значимые различия в характере сигма-ритмов мозга «сов» и «жаворонков».

o-person-yawning-facebook

Ученые из Университета Хельсинки заявили, что впервые обнаружили связь между хронотипом человека и интенсивностью сигма-ритмов (веретенообразной активности) его мозга во сне. По словам исследователей, разница между «совами» и «жаворонками» заключается не только в суточной активности, но и в самом характере их сна.

Участниками исследования стали 170 подростков, чей средний возраст составил 17 лет. Они заполнили опросник о своей обычной суточной активности, затем молодых людей разделили на три группы. В первую вошли «жаворонки», во вторую — те, кто сохранял средний уровень активности на протяжении всего дня, в третью — «совы».

Ярко выраженными «жаворонками» оказались около 15% участников, «совами» — около 25%.

После этого все участники прошли обследование методом электроэнцефалографии во сне. Также ученые исследовали биоэлектрические потенциалы, возникающие при движениях мышц тела и глаз подростков (методы электромиографии и электроокулографии соответственно). При исследовании электроэнцефалограмм участников ученые выделили сигма-ритмы («сонные веретена», sleep spindles). Это вспышки активности с частотой 12–14 Гц, возникающие во второй стадии медленного сна. Сон на этой стадии неглубокий, в это время замедляется сердцебиение и снижается температура тела, глаза практически неподвижны. «Сонные веретена» могут присутствовать на третьей и четвертой стадиях медленного сна, но к началу фазы быстрого сна такая активность полностью прекращается.

Обследование показало: у подростков, которые отнесли себя к «жаворонкам», интенсивность и амплитуда сигма-ритмов оказались значительно слабее, чем у двух других групп. Также в этой группе веретенообразная активность снижалась перед наступлением утра в среднем быстрее. При этом продолжительность сна была примерно одинакова во всех группах.

Возможно, разница в характере сигма-ритмов может быть связана не только с активностью в разное время суток, но и с поведенческими и когнитивными различиями «сов» и «жаворонков». Ученые подчеркивают, что это лишь гипотеза: чтобы подтвердить, что хронотип действительно зависит от паттернов мозговой активности, понадобятся дополнительные исследования с участием больших групп людей.

Ранее ученые из Нидерландов установили, что школьники-«совы» чаще получают низкие оценки и пропускают занятия.