«Совизм» ухудшил оценки школьников по биологии

«Совизм» ухудшил оценки школьников по биологии

Нидерландские ученые пришли к выводу, что «совизм» может предсказывать низкую академическую успеваемость даже независимо от продолжительности сна и посещаемости.

reshetnikov_fp_opyat_dvoyka

Теория хронотипов подразделяет людей на две основные категории — «жаворонки» и «совы», пик активности которых приходится на утро и вечер соответственно. Это отражается на времени засыпания и пробуждения: обычно последние ложатся спать после полуночи и встают незадолго до полудня. Любопытно, что несмотря на широкую представленность «сов» в городах график работы многих учреждений, например школ, предполагает при этом ранний подъем. Известно, что в эти часы учащиеся с поздним хронотопом хуже справляются с проверочными работами; более того, их академическая успеваемость, как и у мало спящих, в среднем ниже, чем у «жаворонков» независимо от уровня кристаллизованного интеллекта.

Что именно определяет связь между «совизмом» и низкими оценками, неясно. Авторы новой работы предположили, что таким фактором может выступать посещаемость: проспав, ребенок предпочтет пропустить занятие, или будет чаще уходить на больничные из-за плохого самочувствия, связанного с ранним началом учебного дня. В рамках тестирования гипотезы ученые опросили 523 нидерландских школьника в возрасте 11–16 лет. Ученики заполняли Мюнхенский опросник для определения хронотипа (MCTQ), который предусматривал также измерение продолжительности сна. Затем ответы сопоставлялись с посещаемостью и успеваемостью подростков — в Нидерландах действует десятибалльная система оценок.

По сравнению с российской системой оценок она выглядит так: 1–5 баллов соответствуют «единице», 5,5 — «двойке», 6 — «тройке», 6,5 — «четверке», 7 — «четверке с плюсом», 7,5–8 — «пятерке», а 8,5–10 — «пятерке с плюсом». Анализ подтвердил, что «совы» получают в среднем более низкие оценки, чем «жаворонки»: сдвиг хронотипа на час вперед ассоциировался со снижением показателя на 0,06 балла. Примечательно, что наиболее выраженно тенденция проявлялась среди мальчиков, а негативное влияние хронотипа касалось определенных дисциплин. Риск плохих оценок среди «сов» резко возрастал, если речь шла о точных и естественных науках — биологии, математике, химии и физике, но не гуманитарных.

Циркадные ритмы также коррелировали с посещаемостью. В частности, «совы» чаще опаздывали на первый урок, и по мере взросления этот эффект усиливался. Продолжительность больничных у таких учеников была выше. Вместе с тем авторы не нашли доказательств гипотезы о том, что сниженная успеваемость школьников с поздним хронотипом может объясняться нехваткой сна. Кроме того, неким образом хронотип напрямую отражался на оценках даже независимо от числа пропущенных занятий. По мнению ученых, открытие указывает на необходимость детального изучения феномена. В качестве решения проблемы с успеваемостью они предложили школам адаптировать расписание занятий к разным хронотипам.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Ранее исследователи выяснили, что «совизм» связан со специфической мутацией, которая увеличивает суточный цикл человека.