«Совизм» ухудшил оценки школьников по биологии - Naked ScienceNaked Science
18.07.2017, 07:02
Naked Science

«Совизм» ухудшил оценки школьников по биологии

Нидерландские ученые пришли к выводу, что «совизм» может предсказывать низкую академическую успеваемость даже независимо от продолжительности сна и посещаемости.

reshetnikov_fp_opyat_dvoyka

Что именно определяет связь между «совизмом» и низкими оценками, неясно. Авторы новой работы предположили, что таким фактором может выступать посещаемость: проспав, ребенок предпочтет пропустить занятие, или будет чаще уходить на больничные из-за плохого самочувствия, связанного с ранним началом учебного дня. В рамках тестирования гипотезы ученые опросили 523 нидерландских школьника в возрасте 11–16 лет. Ученики заполняли Мюнхенский опросник для определения хронотипа (MCTQ), который предусматривал также измерение продолжительности сна. Затем ответы сопоставлялись с посещаемостью и успеваемостью подростков — в Нидерландах действует десятибалльная система оценок.

По сравнению с российской системой оценок она выглядит так: 1–5 баллов соответствуют «единице», 5,5 — «двойке», 6 — «тройке», 6,5 — «четверке», 7 — «четверке с плюсом», 7,5–8 — «пятерке», а 8,5–10 — «пятерке с плюсом». Анализ подтвердил, что «совы» получают в среднем более низкие оценки, чем «жаворонки»: сдвиг хронотипа на час вперед ассоциировался со снижением показателя на 0,06 балла. Примечательно, что наиболее выраженно тенденция проявлялась среди мальчиков, а негативное влияние хронотипа касалось определенных дисциплин. Риск плохих оценок среди «сов» резко возрастал, если речь шла о точных и естественных науках — биологии, математике, химии и физике, но не гуманитарных.

Циркадные ритмы также коррелировали с посещаемостью. В частности, «совы» чаще опаздывали на первый урок, и по мере взросления этот эффект усиливался. Продолжительность больничных у таких учеников была выше. Вместе с тем авторы не нашли доказательств гипотезы о том, что сниженная успеваемость школьников с поздним хронотипом может объясняться нехваткой сна. Кроме того, неким образом хронотип напрямую отражался на оценках даже независимо от числа пропущенных занятий. По мнению ученых, открытие указывает на необходимость детального изучения феномена. В качестве решения проблемы с успеваемостью они предложили школам адаптировать расписание занятий к разным хронотипам.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Ранее исследователи выяснили, что «совизм» связан со специфической мутацией, которая увеличивает суточный цикл человека.

Ученые запечатлели процесс охоты горбатых китов.

Ученые выяснили, правда ли существовали «старые, добрые времена».