Пятнадцатисантиметровые хищные птички убивают крупных жертв, вращая их на клюве
05.09.2018

Пятнадцатисантиметровые хищные птички убивают крупных жертв, вращая их на клюве

Эти птички — сорокопуты. Раньше ученые не знали, как такие маленькие существа могут умерщвлять мышей и других млекопитающих размерами больше их самих.

6b2105b3-862c-40fa-af1c-4a9466af5801

Сорокопуты — маленькие и милые на вид певчие птички, увидев которых, никогда не заметишь подвоха. Однако эти птицы — хищники, поедающие не только насекомых, причем довольно крупных, но и других птиц, рептилий и даже млекопитающих. Латинское название сорокопутов Lanius в переводе означает «мясник» или «палач».

Известно, что сорокопуты убивают своих жертв, пронзая их голову или шею острым клювом. Однако ученым до сих пор было непонятно, как такие птицы величиной примерно 15-30 сантиметров умудряются ловить и умерщвлять добычу размером гораздо больше их самих.

Теперь исследователи в деталях узнали, как устроен этот механизм. Оказалось, что сорокопуты после того, как воткнули клюв в жертву, начинают энергично вращать ее вокруг себя с такой скоростью, которая вызывает повреждения, похожие на удары хлыстом. Так птичка делает до тех пор, пока добыча не перестанет подавать признаков жизни. Статья, описывающая этот процесс, опубликована в журнале Biology Letters.

Сорокопуты, как и другие хищные птицы, имеют массивный, изогнутый на конце крючком клюв. Но у них нет таких же мощных ног с большими когтями, при помощи которых они могли бы удерживать крупную сопротивляющуюся добычу. Исследователи из Института природоохранных исследований при Зоопарке Сан-Диего обнаружили, что сорокопуты научились обходиться без крупных когтей, просто вращая жертву клювом и, таким образом, используя вес животного против него самого. Причем скорость, с которой происходит вращение, удивительно высока.

Самой мелкой хищной птицей на планете считается белолобый сокол-крошка из семейства соколиных, обитающий только на острове Борнео в Юго-Восточной Азии. Длина его тела не превышает 15 сантиметров, а вес составляет всего 35 граммов. Сокол-крошка относится к исчезающим видам и занесен в Красную книгу.

Белолобый сокол-крошка / ©Topkin.ru

Чтобы в деталях рассмотреть этот процесс, исследователи изучили видеозаписи нападений 37 сорокопутов на домашних черных мышей и других животных. В 28 случаях ученые видели, как птицы трясут и вращают своих жертв на клюве. Из-за того, что размер тела и вес добычи внушительны по сравнению с габаритами самого сорокопута, ему не нужно прикладывать много усилий, чтобы развить высокую скорость вращения. Этот факт объясняет, как маленькие певчие птички умудряются справляться с крупными млекопитающими и рептилиями, хотя никто не мог ожидать от них такого.

«Возьмите, к примеру, малиновку: вы знаете, что она не обладает достаточной силой, чтобы убить мышь. И она этого не делает, — комментирует ведущий автор исследования Диего Сустайта (Dr Diego Sustaita). — Сорокопуты действуют вопреки всем ожиданиям».

Вьетнамские хирурги успешно пересадили мужчине новую кисть левой руки, которую ранее ампутировали у другого пациента из-за начавшейся гангрены в области локтевого сустава.