29.03.2022
1 449

Найдены останки вымершей дневной совы

4.8

Палеонтологи из Китая обнаружили на Тибетском плато хорошо сохранившийся скелет уникальной совы, которая была активна днем и вымерла около шести миллионов лет назад. Это самое древнее доказательство дневного поведения совиных.

Окаменелые останки вымершей совы / ©phys.org / Автор: Анастасия Кожевникова

Совы, как известно, по преимуществу ночные птицы, поэтому их привычки сильно отличаются от подавляющего большинства остальных пернатых. Но существуют совы, которых можно условно назвать дневными. Например, домовые сычи — русское название они получили за то, что часто любят селиться в человеческих постройках.

Они спокойно переносят солнечный свет, отдыхая на телеграфных столбах или проводах. Считается, что когда-то предки сов были обычными дневными птицами, но эволюция «развернула» их в сторону ночной охоты. Они обрели ночное зрение, острейший слух и способность к бесшумному полету.

Ученые из Китайской академии наук, университетов Линьи и Нанкинского (Китай) обнаружили на Тибетском плато, на высоте более 2100 метров, в провинции Ганьсу, удивительно хорошо сохранившийся скелет вымершей совы, которая вела дневной образ жизни. Статья об открытии опубликована в журнале PNAS.

Реконструкция облика вымершей совы / ©phys.org

Птице дали имя Miosurnia diurna. Название вида схоже с Surnia ulula (это ныне живущая ястребиная сова, которая тоже ведет скорее дневной образ жизни), поскольку благодаря уникальной сохранности скелета ученые смогли определить то, что оба вида родственны друг другу.

Останки и правда сохранились почти полностью, включая кости черепа, крыльев, ног, хвоста и даже подъязычные. За счет хорошего состояния глазничных костей палеонтологи смогли определить, что птица вела дневной образ жизни. Оно и понятно, ведь у ночных животных более крупные глаза и зрачки, чем у дневных, это отражается на размере так называемых склеральных косточек, расположенных вокруг глаза.

Благодаря компьютерному моделированию ученым удалось правильно составить «тетрис» из склеральных косточек ископаемой совы. Так они определили диаметр кольца вокруг радужной оболочки и зрачка ее глаза. Затем провели статистический анализ, сравнив склеральные косточки M. diurna с таковыми у 55 видов рептилий и более 360 видов птиц, в число которых вошли и совы. В результате ученые выяснили, что предок всех современных сов почти наверняка вел ночной образ жизни, а вот «пращур» группы Surniini (к которой как раз относятся дневные и сумеречные виды современных сов), вероятно, был дневным.