Получены гибридные эмбрионы для спасения северного белого носорога

Получены гибридные эмбрионы для спасения северного белого носорога

Бластоцисты заморожены до тех пор, пока не удастся провести их трансплантацию.

В марте умер последний самец северных белых носорогов Судан. На планете осталось всего два представителя подвида: дочка Судана — Наджин — и его внучка Фату. Обе самки уже старые и не способны производить потомство, поэтому единственная надежда на спасение подвида — искусственное оплодотворение. Международная команда ученых из Германии и Италии опубликовала в журнале Nature Communications работу, в которой рассказала, как получила гибридные эмбрионы с использованием яйцеклеток от самок южных белых носорогов.

Популяция южных белых носорогов насчитывает около двадцати тысяч особей. Сейчас они единственная надежда на спасение генома северного подвида. Исследователи разработали специальный инструмент длиною 152 сантиметра, чтобы добыть ооциты самок трансректальным путем с использованием анестезии. Навигация внутри организма осуществлялась исключительно благодаря ультразвуковому оборудованию. Кандидат наук Дэвид Э. Вильдт (David E. Wildt), не участвовавший в исследовании, назвал операцию «технологическим подвигом».

Операция по извлечению ооцитов (а) и УЗИ яичника (b) / Nature Communications

Полученные яйцеклетки оплодотворили инъекцией сперматозоидов и in vitro довели до стадии бластоцист — ранней фазы развития зародыша. Бластоцисты заморозили для последующей трансплантации. Помимо этого, ученые получили из них клеточные линии эмбриональных стволовых клеток. В будущем они также планируют забрать яйцеклетки у Наджин и Фату, чтобы попытаться оплодотворить их вне организма.

Развитие эмбрионов / Nature Communications

Автор исследования Томас Б. Хильдебрандт (Thomas B. Hildebrandt) заметил, что исчезновение северных белых носорогов — крупнейших представителей семейства — вызвано не эволюционной неудачей, а тем, что их шкура не защищена от пуль. По его словам, постепенное исчезновение произошло из-за того, что грамм рога этих носорогов стоил дороже золота и охотники истребляли животных одного за другим.

По подсчетам ученых, рост выбросов углекислого газа в течение последнего века ставит земную биосферу на порог следующего — шестого — глобального вымирания. Оно может начаться в 2100 году.

Исследование ученых из Гонконга подтвердило целесообразность соблюдения рекомендаций медиков: если вы носите маску, то следует избегать прикосновений к ее поверхности и не трогать после этого лицо, кроме того, лучше отказаться от использования наличных денег и, конечно, не забывать мыть руки.