Плутон оказался загадочным источником рентгена
07.07.2017

Плутон оказался загадочным источником рентгена

Ученые обнаружили, что Плутон слишком интенсивно излучает в рентгене. Существующие модели объяснить этого не могут, но и других объяснений пока что нет.

nh-atmosphere

Некогда носивший гордое звание планеты Плутон уже давно исключен из этого списка и вошел в гораздо менее грандиозную группу карликовых объектов, каких немало в далеком поясе Койпера. Однако привлекать внимание специалистов он не перестал, а данные, собранные пролетевшим мимо Плутона в 2015 г. зондом New Horizons, приносят все новые и новые находки и загадки. Так, недавно американские астрономы обнаружили, что карликовая планета испускает необычно высокий уровень рентгеновского излучения. Их статья принята к публикации журналом Icarus, пока же ее препринт выложен (PDF) на онлайн-сервисе ArXiv.

Вообще, различные тела Солнечной системы могут излучать в рентгене, это излучение возникает в результате взаимодействия частиц солнечного ветра с инертными газами их атмосфер – такими как азот или аргон. Рентген зафиксирован у Венеры и Марса, ряда комет. Теоретически он ожидался и от Плутона. Тот же зонд New Horizons показал, что хрупкая атмосфера карликовой планеты сильно меняет размеры и плотность в зависимости от местного сезона. За 248 лет, которые требуются Плутону на полный оборот вокруг Солнца по своей вытянутой орбите, дистанция до звезды меняется едва ли не в два раза. Меняется и количество слабого излучения, достигающего карлика, вызывая то частичное замораживание, то сублимацию атмосферного азота и метана.

Перигей орбиты, когда расстояние до Солнца минимально и составляет около 4,4 млрд км, а атмосфера максимально велика, Плутон прошел в сентябре 1989 г. В 2015-м, во время визита New Horizons, здесь еще продолжался разгар лета, и зонд зафиксировал атмосферный азот, метан и углекислый газ. Поэтому орбитальный телескоп Chandra провел наблюдения в поисках рентгеновского излучения, которое вполне можно было бы ожидать от Плутона в это время. Однако все оказалось не так просто.

Рентген, который зафиксировал бортовой спектрометр Chandra ACIS, оказался заметно интенсивнее, чем ожидали ученые. Столь активно излучают иногда малые тела Солнечной системы, которые отражают рентгеновские фотоны самого Солнца мелкими частицами азота, углерода и кислорода. Но энергетический спектр фотонов Плутона под это объяснение не подходит, и пока что причина повышенной интенсивности излучения остается неизвестной.

Авторы статьи даже выдвигают очень необычную гипотезу о возможности существования какого-то механизма «фокусировки» солнечного ветра, который усиливает поток частиц, приходящих в атмосферу Плутона. Впрочем, ученые признают, что пока ясного объяснения этому нет.