Открыт новый принцип образования нейронов — Naked Science

Открыт новый принцип образования нейронов

Ученым удалось выяснить, как образуются нейроны парасимпатической нервной системы – часть автономной нервной системы, связанная с симпатической нервной системой и функционально ей противопоставляемая. Она регулирует сокращение сердца, тонус сосудов, работу желудочно-кишечного тракта и других органов.

Neuron21

Развитие эмбриона сопровождается формированием сотен типов различных клеток, многие из которых образуются из нервного гребня (часть эмбриональной нервной трубки) и активно мигрируют. Руководитель исследования Игорь Адамейко объясняет, что пока эмбрион маленький, клетки без труда преодолевают такие расстояния: «мигрирующие клетки могут легко добираться до своих пунктов назначения по специальным маршрутам, обозначенным навигационной машинерией растущего эмбриона».

Однако нейроны парасимпатической нервной системы формируются на той стадии развития эмбриона, когда он уже достаточно большой. Ученые долгое время не могли понять, каким образом они туда попадают.

Чтобы определить это, исследователи из Каролинского Института в Швеции под руководством Игоря Адамейко создали трехмерную модель эмбриона специальной трансгенной мыши.

Парасимпатическая нервная система – часть автономной нервной системы, связанная с симпатической нервной системой и функционально ей противопоставляемая. В парасимпатической нервной системе ганглии (нервные узлы) расположены непосредственно в органах или на подходах к ним, поэтому преганглионарные волокна длинные, а постганглионарные – короткие.

Оказалось, что нейроны парасимпатической нервной системы образуются из предшественников клеток глии, или Шванновских клеток. Созревая, эти клетки наматываются на длинные отростки нейронов и образуют изолирующую оболочку.

Шванновские клетки (леммоциты) – вспомогательные клетки нервной ткани, которые формируются вдоль аксонов периферических нервных волокон. Они создают, а иногда и разрушают, электроизолирующую миелиновую оболочку нейронов. Выполняют опорную (поддерживают аксон) и трофическую (питают тело нейрона) функции.

Незрелые клетки-предшественники Шванновских клеток перемещаются на большие расстояния по периферическим нервам. Они, в свою очередь, прорастают к различным органам и доставляют туда клетки-предшественники фактически на себе, после чего отделяются от нервов и дают начало нейронам.

Адамейко отмечает, что это новый принцип формирования клеточных элементов – рекрутирование стволовых клеток с транспортных нервных волокон.

Данные, полученные в нашем исследовании, позволят в будущем развить новые регенеративные концепции лечения врожденных заболеваний вегетативной нервной системы.

– Игорь Адамейко, руководитель исследования

Согласно новым данным, разработку истребителя шестого поколения в интересах Военно-воздушных сил США, вероятно, ведет корпорация Lockheed Martin. Ранее она создала «невидимки» F-35 и F-22.

Робот участвовал в радиометрических и геофизических исследованиях, помогая составить трехмерные карты распределения радионуклидов.