29.05.2017
Редакция Naked Science

Острота чувств помогла самцам моли пройти половой отбор

Исследователи из Мельбурнского университета и Университета Дикина пришли к выводу, что повышенная восприимчивость самцов к феромонам может увеличивать их репродуктивный успех независимо от других вторичных половых признаков.

gumleaf_lg

Согласно теории происхождения видов, драйвером полового отбора служат предпочтения самок. Самец при этом лишь демонстрирует генетические преимущества: например, с помощью перьев надхвостья у павлинов или «песен» у сверчков. Однако Дарвин также полагал, что повышать репродуктивный успех самцов может диморфизм сенсорных систем — он характерен, в частности, для насекомых. У некоторых из них размер органов чувств зависит от пола: так, у самцов углокрылых кузнечиков (Kawanaphila nartee) увеличено дыхальце, а у капустной моли (Plutella xylostella) — длина антенн. Считается, что это помогает им лучше «слышать» феромоны и быстрее реагировать на половую активность самки.

В случае бабочек узнавание химических сигналов происходит с помощью осязательных сенсилл, расположенных на антеннах. Но несмотря на опыты с капустной молью, связь между длиной конечностей (как следствие, числом сенсилл) и репродуктивным успехом остается неясной. Кроме того, из-за небольшого числа исследований гипотеза о роли органов чувств самцов в половом отборе до сих пор не нашла дополнительных подтверждений. Чтобы восполнить пробел, ученые из Австралии провели серию полевых экспериментов с молью Uraba lugens. Авторы помещали на эвкалипты два типа ловушек: с одной или двумя девственными самками внутри. На следующий день ловушки проверяли на наличие самцов.

Связь между длиной антенн самцов и возрастом и количеством самок в ловушке / ©Tamara L. Johnson et al., Science of Nature, 2017

Всего в работе задействовали 13 парных и 30 одиночных приманок, размещенных на расстоянии не менее десяти метров. Поскольку объем феромонов в районе одиночных приманок был меньше, в них, по предположению ученых, должны были оказаться самцы с большим числом сенсилл. Исследователи проверяли ловушки следующим утром, после чего, с помощью макрофотографий, изучали размер передних ног, коррулирующий с массой, и антенн самцов. Затем полученные данные сопоставили с числом самок, находившихся в приманке, их возрастом, а также температурой воздуха (она влияет на половую активность бабочек: для южных таксонов, к которым относится  U. lugen, температура не должна быть не ниже 20 градусов Цельсия ночью).

Результаты показали, что рост температуры стимулировал половую активность бабочек, а самцы с более длинными антеннами, независимо от размеров тела, чаще залетали в ловушки с одной самкой. Также они лучше реагировали на самок, которых поместили в приманку сравнительно недавно (один день), и хуже — на двухдневных. Особей с более выраженным сигналом предпочитали самцы с меньшим числом сенсилл. Любопытно, что по мере взросления способность самок привлекать партнеров последовательно снижалась: так, минимальные значения оказались характерны для особей U. lugen в возрасте более трех дней. По мнению авторов, итоги работы могут подтверждать гипотезу Дарвина о роли чувств самцов в половом отборе.

Статья опубликована в журнале Science of Nature.

Ранее ученые выяснили, что самки жуков Nicrophorus vespilloides, в отличие от многих других животных, предпочитают не более крупных, а менее агрессивных самцов.