Окаменевшие следы указали на социальность велоцирапторов — Naked Science

Окаменевшие следы указали на социальность велоцирапторов

Найденные в Китае группы следов показали, что велоцирапторы и другие их хищные родственники могли быть социальными животными и охотились стаей.

velociraptors_hunting_by_deskridge-d7cdsh0

Велоцирапторы в серии о «Парке юрского периода» скопированы с других двуногих динозавров, их близких родственников — дейнонихов. Известна находка множества останков этих хищников, окружающих кости более крупного травоядного ящера, из чего палеонтологи делают выводы о том, что дейнонихи были социальны и могли охотиться совместно. Впрочем, надежных подтверждений этим выводам пока нет, и те же останки могли оказаться в таком положении по другим причинам.

Однако на это указывает и анализ окаменевших следов, о котором Лида Синь (Lida Xing) и ее коллеги рассказывают в статье, готовящейся к публикации в журнале Cretaceous Research. Обнаружены и описаны они были еще в 2008 году: их оставила пара динозавров, двигавшихся бок о бок. Конкретная видовая принадлежность этих ящеров остается неясной, хотя количество и положение пальцев указывают либо на велоцирапторов, либо на дейнонихов, либо на другой близкий вид. Более того, некоторые из них говорят о том, что оставившие следы динозавры взаимодействовали друг с другом.

Всего в местонахождении на востоке Китая, в провинции Шаньдун, найдено около 300 следов семи разных динозавров раннего мелового периода. Два из них были дейнонихами или близкими им некрупными ящерами, которые шли рядом друг с другом. Каждая из оставленных четырех цепочек следов насчитывает от 15 до 18 отпечатков, ориентированных в одном направлении. Пока что нельзя сказать, охотились они или двигались с какой-то другой целью, но, похоже, делали они это группой.

В России впервые в мире зарегистрировали вакцину от коронавируса, но, кажется, этому никто не рад. Многие пишут, что так быстро медицинские средства выпускать нельзя – они не успеют пройти все проверки. Иные оценивают это как «большой эксперимент на людях». Утверждается, что еще до третьей фазы клинических испытаний Спутник-V введут миллионам российских граждан – в ближайший месяц. Сообщают, что у новой вакцины очень много побочных реакций, а вот защитных антител она, якобы, дает мало. Каждый из этих тезисов в той или иной степени неверен. Впрочем, это вовсе не значит, что вакцина обязательно работает. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.