10.06.2016
Редакция Naked Science

Обнаружена планета, «разрываемая» молодой звездой

Ученые выявили весьма любопытное явление: они обнаружили, что у расположенного в созвездии Ориона горячего юпитера очень молодая звезда отрывает внешние слои. Сама планета больше Юпитера.

C результатами исследования можно ознакомиться в ScienceAlert! Специалисты, занятые поиском молодых планет Галактики, наткнулись на явление, которое их заинтересовало. Речь идет о планете, «разрываемой» молодой звездой. Если быть точнее, то светило PTFO8-8695 срывает слои с горячего юпитера, получившего обозначение PTFO8-8695 b. Планета обращается вокруг родительской звезды с периодом одиннадцать часов. Отрывание внешних слоев происходит под действием излучения светила. Важно отметить, что возраст последнего чрезвычайно мал – звезда сформировалась примерно два миллиона лет назад.

«Лишь немногие из известных науке планет лежат на таких узких орбитах, однако, если принять во внимание ещё и то, что этой звезде всего лишь два миллиона лет, то эта планета становится поистине уникальной!» – отмечает представляющий Университет Райса (США) исследователь Кристофер Джонс-Крулл (Christopher Johns-Krull).

Звезда PTFO8-8695 находится от Земли на расстоянии 1100 световых лет. Масса открытой планеты, по оценкам исследователей, составляет не менее двух масс Юпитера (это, напомним, самая крупная планета нашей системы). Сами астрономы говорят, что сценарий появления планеты может выглядеть следующим образом. Она появилась на гораздо большем, чем сейчас, удалении от родительской звезды, а затем мигрировала в ту область, где сейчас находится, и где звезда активно разрушает ее.

Впрочем, обнаруженный учеными объект оставляет еще много вопросов. Так, они не обладают достаточными сведениями о его массе и не могут со стопроцентной уверенностью заявить, что обнаруженный объект именно планета. Наблюдения лишь косвенно подтверждают это.

Горячими юпитерами называют планеты, массу которых можно сравнить с массой Юпитера, однако находящиеся в отличие от него на минимальном расстоянии от светила. Это расстояние намного меньше, чем от Солнца до Меркурия – ближайшей к нему планеты. Горячие юпитеры выявить проще, чем другие экзопланеты. Обнаружение таких объектов возможно благодаря заметным короткопериодическим возмущениям в движении звезды: они вносятся горячими юпитерами и выявляются по смещению линий спектра.

Напомним, в 2016 году Южноафриканская астрономическая обсерватория обнаружила целых пять горячих юпитеров, ранее неизвестных науке. На помощь ученым пришел инструмент Wide Angle Search for Planets-South (WASP-South), а само открытие было сделано с использованием т. н. транзитного метода. В этом случае обнаружить объект удается благодаря падению светимости звезды во время прохождения планеты по диску светила.