Новое устройство, способное обнаружить жизнь на большом расстоянии, может помочь в поиске внеземных организмов — Naked Science
21.02.2019

Голландские ученые разработали прибор, способный обнаруживать живые растения на расстоянии нескольких километров. Более мощная версия этого устройства в дальнейшем может помочь при поисках внеземной жизни.

zhivoe_1

Новый научный прибор, названный спектрополяриметром TreePol (TreePol spectropolarimeter), может использоваться для обнаружения форм жизни на расстоянии нескольких километров. И хотя сейчас устройство лучше использовать для обнаружения далеких растений, мощная версия инструмента может когда-нибудь стать самым надежным средством для поиска внеземной жизни, сообщает Нидерландская организация научных исследований (Netherlands Organization for Scientific Research).

Зачастую, когда ученые говорят, какие экзопланеты или луны могут иметь жизнь, они прежде всего взвешивают такие факторы, как вода, кислород в атмосфере и присутствие органических молекул. Однако зачастую это наводит на ложный след: например, известно, что на Марсе есть подводное озеро, но это не значит, что там существует жизнь.

Согласно опубликованному пресс-релизу организации, TreePol обнаруживает свет, отражающийся от молекул, найденных только в живых существах. Особый тип камеры со специальными линзами и рецепторами способен обнаруживать вращение света, который отражается от растений. Этот «циркулярно поляризованный свет» движется по некой спиральной схеме, которую подходящее оборудование может обнаружить на большом расстоянии. Изначально TreePol разрабатывался для обнаружения циркулярно поляризованного света, отраженного от листвы, но почти все молекулы, составляющие живые организмы, отражают свет таким образом, поэтому он может засечь свет, отражающийся от большинства живых существ на Земле.

TreePol может определить разницу между синтетическим газоном и листвой живых деревьев / © Lucas Patty, VU Amsterdam

Сотрудник Амстердамского свободного университета Лукас Пэтти (Lucas Patty), создатель TreePol, сначала использовал свой прибор в лаборатории для наблюдения за различными листьями, в том числе плющом и фикусом, доказав, что он смог увидеть разницу между здоровой и умирающей растительностью. Затем Пэтти с крыши здания напротив направил инструмент на футбольное поле и очень удивился, когда сигнал не был зафиксирован. Ученый спустился к стадиону и выяснил, что футболисты играли на искусственном газоне. После этого исследователь повернул инструмент к деревьям и получил очень четкий сигнал.

Специалисты признают, что молекулы, составляющие любую внеземную жизнь, могут взаимодействовать со светом совершенно иным образом, чем земные живые организмы. Вместе с тем сейчас команда готовится испытать TreePol с самолета и спутника, постепенно увеличивая расстояние для устройства. Если эти тесты сработают, ученые выяснят, смогут ли они использовать его для сканирования космоса, возможно, отправив TreePol на Международную космическую станцию.