Томские ученые разрабатывают новые методики подготовки космонавтов — Naked Science

Томские ученые разрабатывают новые методики подготовки космонавтов

Новые методики психологической и психофизиологической подготовки космонавтов, над которыми работают томские ученые, будут внедрены в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) Роскосмоса.

Oleg_Kotov_spacewalk

Ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований в освоении космоса Томского госуниверситета (ТГУ) Леонид Капилевич сообщил, что томские специалисты разрабатывают новые методики психологической и психофизиологической подготовки космонавтов. Они будут внедрены в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) Роскосмоса.

Мы подготовили свои предложения. <…> Сейчас, можно сказать, идет оформление заказа. Мы поставили для себя цель – готовить обычного человека к работе в условиях космоса, решить комплекс целых психологических проблем, связанных с тем, что несмотря на более чем 50-летний опыт подготовки космонавтов к полетам, не всегда понятно, какая базовая подготовка должна предшествовать подготовке к работе в космосе.

– Леонид Капилевич, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований в освоении космоса ТГУ

Новые методы подготовки космонавтов, по мнению Капилевича, просто необходимы, в силу изменений требований, предъявляемых к космонавтам. Они отвечают и за техническую часть, и за исследовательскую. Кроме того, сократилось время на подготовку.

Эти два фактора требуют новых технологий подготовки: с одной стороны, более эффективные, а с другой – менее затратные по времени.

Леонид Капилевич

В рамках подготовки к полетам специалисты Томского госуниверситета будут моделировать различные ситуации: невесомость, давление, отключение одного из чувств.

В работе будет использоваться комплексный подход с применением как психологии, так и физиологии с молекулярной биологией.

По данным заведующего лабораторией Дмитрия Баланева, все результаты подготовки испытуемых  будут фиксироваться. Так специалисты смогут установить уровень надежности  работы космонавта, а также определить дальнейшие действия для повышения этой надежности.

Не всегда понятно, почему люди, которые успешно справляются с задачами в ходе обучения, могут допускать ошибки или чувствовать себя неуверенно в космосе. Все эти проблемы мы можем решать теперь не только с точки зрения одной психологии и физиологии или молекулярной биологии, мы теперь можем решать их в комплексе.

– Дмитрий Баланев