07.07.2016
Редакция Naked Science

Неандертальцев Северной Европы уличили в каннибализме

Ученые из Университета Страны Басков впервые обнаружили на территории Северной Европы останки неандертальцев с повреждениями, характерными для практик каннибализма. Об этом пишет Scientific Reports.

20142f012f302fdd2fneanderthal

Комплект останков, принадлежащий пяти неандертальцам — четырем подросткам или взрослым и одному ребенку, — был найден в ходе раскопок в городе Гуае (Бельгия). Предполагается, что после смерти этих особей захоронили по аналогии с представителями рода, которые были обнаружены в регионе ранее — в гроте Фельдхофер (Германия) и деревне Спай (Бельгия). Это произошло около 40–45 тысяч лет назад.

Вместе с тем треть новых останков содержит на себе следы повторяющихся ударов, которые могли быть сделаны современниками для дробления костей и извлечения костного мозга. Идентичные повреждения зафиксированы на скелетах обнаруженных в районе ископаемых животных (лошадей, оленей), вероятно, употреблявшихся в пищу. По словам ученых, результаты исследования расширяют представление о ритуальных практиках неандертальцев, обитавших в Северной Европе.

Кроме того, всем костям оказались свойственны отметины, которые указывают, что их использовали для заточки каменных орудий труда. До сих пор подобные останки были обнаружены в трех местах: фрагменты бедренной кости в городе Крапина (Хорватия) и местности Ля Прадель (Франция), а также черепа в Ля Кина (Франция). По количеству соответствующих окаменелостей в одной области находка в Гуае вдвое превзошла предыдущие.

Исследователи также провели анализ митохондриальной ДНК останков. Результаты показали, что генетически неандертальцы из Бельгии напоминают особей, останки которых были найдены в Фельдхофере, пещере Виндия (Хорватия) и пещерах Эль-Сидрон (Испания). Таким образом, был сделан вывод о том, что популяция неандертальцев, населявших территорию современной Европы, являлась небольшой.

Распространенность каннибализма среди неандертальцев была выявлена учеными ранее. Так, останки со специфическими повреждениями обнаруживались в различных районах Франции и на Пиренейском полуострове. Древние захоронения на территориях, расположенных на 50 ° северной широты, оставались фактически неизученными.