Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Названы причины гибели японского спутника Hitomi
Представители японского космического агентства JAXA сообщили, что новый космический рентгеновский телескоп Hitomi (ASTRO-H) потерян из-за сбоя в системе ориентации и программной ошибки.
Выведенный на орбиту 17 февраля 2016 года аппарат Hitomi вышел из-под контроля уже через пять недель. Пытаясь стабилизировать его положение и остановить вращение, бортовые системы сработали с ошибкой и выдали неверную команду двигателям ориентации. Вместо замедления зонд стал раскручиваться все сильнее и сильнее, пока не разрушился. Под действием центробежных сил от Hitomi оторвалось как минимум 10 крупных частей, отлетели панели солнечных батарей. 28 апреля представители JAXA официально сообщили о гибели телескопа, строительство которого обошлось почти в 290 млн долларов.
Hitomi был последним словом в рентгеновской астрономии, и потеря аппарата – серьезный удар по планам ученых и исследователей всего мира. До разрушения он успел провести всего один сеанс наблюдений, сняв движение газопылевых облаков в скоплении Персея. Сбой в работе системы ориентации случился, когда Hitomi проходил над восточным побережьем Южной Америки, где расположена Южно-атлантическая магнитная аномалия.
Резкое повышение радиационного поля при пролете над ней заставляет даже телескоп Hubble время от времени прерывать наблюдения, а несколько лет назад из-за нее погиб и российский аппарат «Фобос-Грунт», отправлявшийся к Марсу. Для системы ориентации по звездам телескопа Hitomi аномалия тоже оказалась фатальной. 26 марта, начав запланированный разворот для наблюдений галактики М205, аппарат обнаружил повреждение звездных датчиков и попытался положиться на бортовые гироскопы. Однако гироскопы раз за разом указывали компьютеру, что спутник вращается со скоростью около 20° в минуту. Маховики системы ориентации получили команду остановить вращение.
В норме их работа должна прекращаться, как только зонд достигнет нужного положения, но в этом случае все было иначе. Маховики крутились все сильнее, и в тот же день Hitomi автоматически перешел в безопасный режим, а для того чтобы остановить вращение, были подключены реактивные двигатели ориентации. Однако в программе их работы была допущена банальная ошибка, и двигатели лишь сильнее раскрутили спутник. Вскоре его конструкция не выдержала, и аппарат развалился. «С учетом этих данных определена невозможность восстановить функциональность ASTRO-H», – сообщает пресс-релиз JAXA (ASTRO-H – другое название того же аппарата). Чиновники агентства проводят расследование причины, по которой при загрузке программы в аппарат была допущена ошибка.
Японских разработчиков неудачи преследуют постоянно. Стоит вспомнить о гибели масштабной миссии ASTRO-E в 2000 году или утечку гелия, которая вывела из строя аппарат Suzaku в 2005-м. Hitomi, погибший спустя всего несколько недель после запуска, вскоре после того как он добрался до рабочей орбиты, включил и откалибровал инструменты, успел сделать всего одно наблюдение. «Мы потеряли новую науку, – сокрушается астрофизик Университета Сайтама Макото Таширо (Makoto Tashiro). – У нас было всего три дня. А мы надеялись на 10 лет».
Решение Совета по космосу РАН повременить с созданием сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну звучит странно. Куда откладывать лунную ракету, когда в США средство полета туда отправится в космос уже в 2022 году? Если присмотреться к ситуации внимательно, все еще хуже. Starship — не просто ракета для полетов к Луне и Марсу, а технологическое решение, которое навсегда перевернет военно-политический баланс на Земле. Попробуем разобраться, откуда у «Роскосмоса» такое нежелание посылать людей в дальний космос и как прорывной проект Илона Маска может оказаться дорогой к настоящей Звезде Смерти.
Особенно это касается витаминов D и A, а также холестерина и незаменимых аминокислот. Все эти показатели у детей, которых кормили в соответствии с веганским меню, оказались значительно ниже, чем у малышей, придерживавшихся обычной диеты.
Новый анализ данных зонда Cassini показал, что глубина центральной части Моря Кракена может достигать 300 метров.
Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.
В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.
Российские разработчики представили проект авианосца «Варан». Предполагается, что на его борту смогут разместиться два десятка пилотируемых самолетов, а также вертолеты и беспилотники.
В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.
Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.
Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.
Комментарии