Названы причины гибели японского спутника Hitomi
29.04.2016

Названы причины гибели японского спутника Hitomi

Представители японского космического агентства JAXA сообщили, что новый космический рентгеновский телескоп Hitomi (ASTRO-H) потерян из-за сбоя в системе ориентации и программной ошибки.

jaxa_hitomi_satellite

Выведенный на орбиту 17 февраля 2016 года аппарат Hitomi вышел из-под контроля уже через пять недель. Пытаясь стабилизировать его положение и остановить вращение, бортовые системы сработали с ошибкой и выдали неверную команду двигателям ориентации. Вместо замедления зонд стал раскручиваться все сильнее и сильнее, пока не разрушился. Под действием центробежных сил от Hitomi оторвалось как минимум 10 крупных частей, отлетели панели солнечных батарей. 28 апреля представители JAXA официально сообщили о гибели телескопа, строительство которого обошлось почти в 290 млн долларов.

Hitomi был последним словом в рентгеновской астрономии, и потеря аппарата – серьезный удар по планам ученых и исследователей всего мира. До разрушения он успел провести всего один сеанс наблюдений, сняв движение газопылевых облаков в скоплении Персея. Сбой в работе системы ориентации случился, когда Hitomi проходил над восточным побережьем Южной Америки, где расположена Южно-атлантическая магнитная аномалия.

Резкое повышение радиационного поля при пролете над ней заставляет даже телескоп Hubble время от времени прерывать наблюдения, а несколько лет назад из-за нее погиб и российский аппарат «Фобос-Грунт», отправлявшийся к Марсу. Для системы ориентации по звездам телескопа Hitomi аномалия тоже оказалась фатальной. 26 марта, начав запланированный разворот для наблюдений галактики М205, аппарат обнаружил повреждение звездных датчиков и попытался положиться на бортовые гироскопы. Однако гироскопы раз за разом указывали компьютеру, что спутник вращается со скоростью около 20° в минуту. Маховики системы ориентации получили команду остановить вращение.

В норме их работа должна прекращаться, как только зонд достигнет нужного положения, но в этом случае все было иначе. Маховики крутились все сильнее, и в тот же день Hitomi автоматически перешел в безопасный режим, а для того чтобы остановить вращение, были подключены реактивные двигатели ориентации. Однако в программе их работы была допущена банальная ошибка, и двигатели лишь сильнее раскрутили спутник. Вскоре его конструкция не выдержала, и аппарат развалился. «С учетом этих данных определена невозможность восстановить функциональность ASTRO-H», – сообщает пресс-релиз JAXA (ASTRO-H – другое название того же аппарата). Чиновники агентства проводят расследование причины, по которой при загрузке программы в аппарат была допущена ошибка.

Японских разработчиков неудачи преследуют постоянно. Стоит вспомнить о гибели масштабной миссии ASTRO-E в 2000 году или утечку гелия, которая вывела из строя аппарат Suzaku в 2005-м. Hitomi, погибший спустя всего несколько недель после запуска, вскоре после того как он добрался до рабочей орбиты, включил и откалибровал инструменты, успел сделать всего одно наблюдение. «Мы потеряли новую науку, – сокрушается астрофизик Университета Сайтама Макото Таширо (Makoto Tashiro). – У нас было всего три дня. А мы надеялись на 10 лет».

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.