Найдена первая известная окаменелость денисовского черепа — Naked Science
30.03.2019

Найдена первая известная окаменелость денисовского черепа

Анализ ДНК указывает, что древние гоминиды скрестились с людьми около 15 тысяч лет назад.

sn_denisovan1

Обнаруженная в августе 2016 года в Денисовкой пещере в Сибири, эта находка — часть небольшого количества фрагментарных окаменелостей, принадлежащих этим таинственным вымершим гоминидам. Митохондриальная ДНК, полученная из черепа, показала, что он принадлежал денисовцу. Об этом 28 марта, на ежегодной встрече Американской ассоциации физических антропологов сообщил палеонтолог Бенс Виола.

Презентация Виолы была одной из нескольких, на которых поднимались вопросы об этих родственниках неандертальцев. Десять лет назад в небольшом фрагменте пальца была обнаружена денисовская ДНК, ставшая ключевой для определения этой популяции каменного века. Анализ осадочных пород показывает, что денисовцы жили в Денисовской пещере в период с 300 тысяч по 50 тысяч лет назад, тогда как неандертальцы достигли пещеры примерно 200 тысяч лет назад.

Однако об эволюционной истории денисовцев известно мало. Долгое время было неясно, принадлежат ли они к отдельному виду Homo. Большинство исследователей считают, что новых данных все равно недостаточно для разрешения этой тайны.

Виола и его коллеги сравнили цифровую реконструкцию фрагмента черепа с соответствующими частями 112 современных человеческих черепов и 30 черепов Homo каменного века, включая черепа Homo sapiens и неандертальцев. Находка из Денисовской пещеры не подходила ни к одному из ранее известных видов Homo. Некоторые черты указывали на связь денисовской окаменелости с неандертальцами и испанским видом Homo возрастом 430 тысяч лет денисовского происхождения. Фрагмент денисовского черепа удивительно плотный и больше напоминает кости черепа Homo erectus каменного века.

Пока что такие данные сложно интерпретировать. Скрещивание близкородственных популяций, таких как денисовцы, неандертальцы и Homo sapiens, порождает необычные скелетные характеристики, которые могут скрыть то, что начиналось как отличительный вид денисовского человека.

Какую бы эволюционную нишу эти таинственные гоминиды ни занимали, по крайней мере три отдельные популяции денисовцев скрестились с древними людьми, согласно последним данным, которые также были оглашены на встрече. Генетические останки двух таких популяций были обнаружены у современных групп аборигенов в Папуа — Новой Гвинее.

Ученые предполагают, что люди из Папуа — Новой Гвинеи скрестились с одной генетически различной популяцией денисовцев примерно 46 тысяч лет назад. Скрещивание со второй линией денисовцев произошло в период примерно между 30 тысячами и 15 тысячами лет назад.

Команда исследовала около трех тысяч образцов ДНК, полученных примерно от 100 сообществ из Папуа — Новой Гвинеи и с Южноазиатских островов, на предмет молекулярных признаков скрещивания с денисовцами. Новый анализ ДНК предполагает, что некоторые из людей, живущих в Папуа — Новой Гвинее и на близлежащих островах, имеют около 400 денисовских генов, связанных с иммунной и диетической функциями. Денисовская ДНК, ранее обнаруженная у современных сибиряков, жителей Восточной Азии и коренных американцев, не встречается на Южноазиатских островах и, таким образом, представляет третью денисовкую линию, считают ученые.