Закрыть10

На Алтае обнаружены останки дочери денисовца и неандертальской женщины

ДНК кости из Денисовой пещеры указала на частые скрещивания между местными денисовцами и мигрировавшими из Европы неандертальцами.

23 авг 2018 Руслан Зораб Комментариев: 0

На первых шагах своего развития человек разумный сосуществовал бок о бок с другими представителями человеческого рода, впоследствии вымершими. Самые известные из них — неандертальцы, а самые загадочные — денисовцы, отдельные кости которых были найдены при раскопках в Денисовой пещере на Алтае. Ни облик, ни многие другие особенности их не известны: до сих пор обнаружены лишь отдельные кости и их фрагменты, а также несколько зубов. Только анализ ДНК позволил определить их как отдельный вид, который, видимо, отделился от неандертальских предков около 390 тысяч лет назад и вымер около 40 тысяч лет назад.

Известны и орудия труда денисовских людей, отличающиеся большим разнообразием и сложностью, изготовленные из камня, кости, раковин — все это было необходимо для выживания в довольно суровом климате. Жители Сибири, денисовцы, регулярно встречались с «европейцами»-неандертальцами, мигрировавшими на восток, и новая работа указывает на это вполне однозначно. Костный фрагмент Denisova 11, найденный в 2016 году и датированный возрастом 50 тысяч лет, оказался останками девочки 11-13 лет, дочери денисовца и неандертальской матери. Статья академика Анатолия Деревянко, палеоантрополога Сванте Паабо (Svante Pääbo) и их коллег опубликована в журнале Nature.

Фрагмент Denisova 11 в различных ракурсах / ©Thomas Higham, University of Oxford

Фрагмент Denisova 11 так мал (25 х 8 мм), что ученым даже не удалось установить, к какой именно кости он принадлежит. Тем не менее они смогли получить 175 миллиграммов костной пудры, выделить из нее ДНК и установить полную последовательность генома. Обнаружилось, что около 39 процентов его соответствуют геному неандертальца и 42 — денисовского человека. Первая часть была получена девочкой от матери, вторая — от отца, которые, впрочем, и сами не были чистокровными, сохранив следы предыдущих гибридизаций разных видов Homo. Судя по всему, такие скрещивания были вполне распространенным делом.

Материнский геном Denisova 11 показывает близость к ранее установленному геному неандертальца из пещеры Виндийя на территории современной Хорватии. Видимо, из этого района ее предки мигрировали около 100 тысяч лет назад. Кстати, гены отцовской линии также сохранили следы минимум одного неандертальского предка, хотя и очень далекого, за несколько сотен поколений до Denisova 11.

Ну а что еще мог сделать Запад? Войну России объявить...