Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
31.01.2019
Редакция Naked Science
3 429

Ученые выстроили хронологию заселения Денисовой пещеры

Уточненная датировка останков из Денисовой пещеры на Алтае показала, что денисовцы поселились здесь еще 300 тысяч лет назад, а неандертальцы — 200 тысяч.

denis0

Возвышаясь над долиной реки Ануй, безопасная, удобная и довольно большая Денисова пещера на Алтае оказалась одной из главных в истории антропологии. Бесчисленные поколения людей, неандертальцев и денисовцев посещали и населяли это комфортное место в самом сердце Евразии. Сегодня их останки дают бесценные сведения о далеком прошлом человечества и его взаимодействиях с ближайшими родственниками. Однако многие из выводов ученых зависят от точной датировки находок. Кто появился здесь первым? Пересекались ли представители разных видов и когда?..

Датировать денисовцев оказалось особенно сложно: те крохотные косточки и зубы, по которым нам известен этот вид, были обнаружены в перемешанных впоследствии слоях, что затрудняет определение возраста по составу соседних пород. Предыдущие датировки останков давали широкий и мало определенный диапазон — от 170 тысяч до 50 тысяч лет назад. Однако теперь в журнале Nature появились сразу две статьи (1, 2), представляющие новые, более точные датировки останков из Денисовой пещеры. Работу проделали большие международные команды исследователей, в том числе из России, включая академика Анатолия Деревянко из Института археологии и этнографии СО РАН.

Ученые провели оптические исследования микрокристаллов калийного полевого шпата. Эти осадочные минералы меняются под действием света, позволяя определять время, в которое они в последний раз были на ярком солнце. Команда австралийского профессора Ричарда Робертса (Richard Roberts) изучила почти 300 тысяч отдельных кристаллов, собранных в 103 точках, связанных с каменными орудиями или останками людей из Денисовой пещеры. Вместе с последними данными радиоуглеродного датирования пород и останков это позволило слой за слоем определить возраст местных отложений и связанных с ними находок. «Общая картина теперь ясна», — резюмировал их результаты британский археолог Робин Деннел (Robin Dennell).

Работа показала, что древнейшее из найденных здесь орудий датируется не менее чем 287 тысячами лет назад. Обработка его отличается от распространенной в те годы среди живших в Сибири неандертальцев. Все это позволяет отнести первый же появившийся инструмент в пещере к денисовцам — нашим близким и весьма загадочным вымершим родственникам. Следы денисовской ДНК появляются в отложениях пещеры раньше неандертальской; неандертальцы жили здесь между 193 тысячами и 97 тысячами лет назад.

Однако смена одних людей другими была не одномоментной; долгое время они сосуществовали на этой территории. Недаром одна из самых знаменитых находок Денисовой пещеры — это ДНК, принадлежавшая девочке, которая относилась к неандертальцам по материнской линии и денисовцам — по отцовской. Новые оценки датировали ее останки промежутком между 79,3 тысячи и 118,1 тысячи лет назад. При этом новую загадку принесла датировка поздних артефактов Денисовой пещеры — предметов из кости мамонта и других животных, страусиного яйца. Исходя из особенностей изготовления археологи полагают, что мастерами, сделавшими их, были денисовцы. Однако теперь их возраст определен в 43-49 тысяч лет — когда пещера и все окрестности давно должны были населяться совсем другими людьми.