Ученые выстроили хронологию заселения Денисовой пещеры — Naked ScienceNaked Science
31 января
Naked Science

Ученые выстроили хронологию заселения Денисовой пещеры

Уточненная датировка останков из Денисовой пещеры на Алтае показала, что денисовцы поселились здесь еще 300 тысяч лет назад, а неандертальцы — 200 тысяч.

denis0

Возвышаясь над долиной реки Ануй, безопасная, удобная и довольно большая Денисова пещера на Алтае оказалась одной из главных в истории антропологии. Бесчисленные поколения людей, неандертальцев и денисовцев посещали и населяли это комфортное место в самом сердце Евразии. Сегодня их останки дают бесценные сведения о далеком прошлом человечества и его взаимодействиях с ближайшими родственниками. Однако многие из выводов ученых зависят от точной датировки находок. Кто появился здесь первым? Пересекались ли представители разных видов и когда?..

Датировать денисовцев оказалось особенно сложно: те крохотные косточки и зубы, по которым нам известен этот вид, были обнаружены в перемешанных впоследствии слоях, что затрудняет определение возраста по составу соседних пород. Предыдущие датировки останков давали широкий и мало определенный диапазон — от 170 тысяч до 50 тысяч лет назад. Однако теперь в журнале Nature появились сразу две статьи (1, 2), представляющие новые, более точные датировки останков из Денисовой пещеры. Работу проделали большие международные команды исследователей, в том числе из России, включая академика Анатолия Деревянко из Института археологии и этнографии СО РАН.

Ученые провели оптические исследования микрокристаллов калийного полевого шпата. Эти осадочные минералы меняются под действием света, позволяя определять время, в которое они в последний раз были на ярком солнце. Команда австралийского профессора Ричарда Робертса (Richard Roberts) изучила почти 300 тысяч отдельных кристаллов, собранных в 103 точках, связанных с каменными орудиями или останками людей из Денисовой пещеры. Вместе с последними данными радиоуглеродного датирования пород и останков это позволило слой за слоем определить возраст местных отложений и связанных с ними находок. «Общая картина теперь ясна», — резюмировал их результаты британский археолог Робин Деннел (Robin Dennell).

Работа показала, что древнейшее из найденных здесь орудий датируется не менее чем 287 тысячами лет назад. Обработка его отличается от распространенной в те годы среди живших в Сибири неандертальцев. Все это позволяет отнести первый же появившийся инструмент в пещере к денисовцам — нашим близким и весьма загадочным вымершим родственникам. Следы денисовской ДНК появляются в отложениях пещеры раньше неандертальской; неандертальцы жили здесь между 193 тысячами и 97 тысячами лет назад.

Однако смена одних людей другими была не одномоментной; долгое время они сосуществовали на этой территории. Недаром одна из самых знаменитых находок Денисовой пещеры — это ДНК, принадлежавшая девочке, которая относилась к неандертальцам по материнской линии и денисовцам — по отцовской. Новые оценки датировали ее останки промежутком между 79,3 тысячи и 118,1 тысячи лет назад. При этом новую загадку принесла датировка поздних артефактов Денисовой пещеры — предметов из кости мамонта и других животных, страусиного яйца. Исходя из особенностей изготовления археологи полагают, что мастерами, сделавшими их, были денисовцы. Однако теперь их возраст определен в 43-49 тысяч лет — когда пещера и все окрестности давно должны были населяться совсем другими людьми.