Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
17.01.2017
Редакция Naked Science

Найдена еще одна загадочно мерцающая звезда

Исследователи нашли еще одно светило, загадочное мерцание которого пока что невозможно объяснить. Ученые, напомним, вот уже больше года пытаются объяснить загадку «звезды Табби».

epsilon-aurigae-2web

Двойная звезда FO, расположенная в созвездии Водолея на удалении 500 световых лет от нас, пополнила список светил, гаснущих по необъяснимой причине. Колин Литтлфилд (Colin Littlefield) и его коллеги обратили внимание на то, что звезда за последние годы стала тусклее в семь раз. Поведение светила показалось ученым очень странным еще и потому, что на каком-то этапе FO стала «моргать», увеличивая или уменьшая свою светимость на 50% каждые 22 и 11 минут. Каждые два часа происходило переключение между этими циклами.

Исследователи полагают, что изменения светимости связаны с вращением белого карлика – одного из компонентов двойной звезды. Он перетягивает на себя материю звезды-компаньона. «Пожирание» и «переваривание» «украденного» водорода временно повышает светимость белого карлика, но ученые не могут понять, почему он внезапно прекратил «обедать», а затем с существенной задержкой вновь вернулся к «пожиранию» внешних слоев другой звезды.

Разгадка может крыться в крупном пятне на поверхности компаньона белого карлика. Оно могло попасть в точку, из которой последний «ворует» материю. Однако двойное светило восстанавливало свою яркость довольно долго, так что объяснить явление данной версией очень тяжело. Иными словами, двойная звезда FO попадает в ту же категорию загадочно мерцающих светил, что и KIC 8462852, или «звезда Табби». Причины мерцания этих звезд, впрочем, могут быть совсем разными.

Существует полуфантастическая версия, согласно которой странное мерцание некоторых звезд является результатом строительства гипотетическими инопланетянами астроинженерного сооружения вокруг светил. Такое сооружение в теории позволит по максимуму использовать энергию звезды.

Напомним, в конце прошлого года ученые выдвинули еще одну версию, призванную объяснить странное поведение «звезды Табби». По мнению специалистов, причиной мерцания могут быть магнитные «лавины», возникающие в недрах светила.