07.03.2017
Редакция Naked Science

На карликовой планете Церере обнаружены следы криовулканов

На поверхности карликовой Цереры в поясе астероидов имеются яркие, светлые пятна – отложения, источником которых могут служить «ледяные» криовулканы.

ceres0

Американский зонд Dawn уже около двух лет продолжает изучение карликовой планеты Цереры –крупнейшего тела в большом поясе астероидов. В ходе нескольких маневров аппарат сближался с ней вплоть до высоты 375 км над поверхностью, получив ее самые детальные фотографии, 35 м на пиксель. Одним из главных героев этой «фотосессии» стал обнаруженный на Церере 92-километровый ударный кратер Оккатор, внутри которого были зарегистрированы необычные яркие, светлые пятна.

Спектрометр показал, что образованы они отложениями обыкновенной соды, карбонатного минерала, который может появляться лишь в присутствии жидкой воды, которую Церера теоретически неспособна удержать. При этом форма кратера указывает на то, что это вещество не могло быть привнесено на нее извне и имеет местное происхождение. Неудивительно, что загадочные пятна, получившие названия факула Цереалий (центральное пятно) и факула Виналий (группа боковых пятен), привлекли большое внимание специалистов.

В новой работе ученые немецкого Института исследований Солнечной системы Общества Макса Планка внимательно проанализировали снимки Dawn, дав объяснение загадке светлых факул на Церере. Статья Андреаса Нэтьюса (Andreas Nathues) и его коллег опубликована в свежем номере The Astronomical Journal.

На снимке кратера Оккатор, сделанном с высоты 275 км, прекрасно видны факулы / ©NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA

Рассмотрев воронку кратера Оккатор, авторы пришли к выводу, что сформировался он в ходе столкновения с метеоритом около 34 млн лет назад. Однако ярко сверкающие отложения в нем намного моложе, их возраст оценивается не более чем в 4 млн лет. «Возраст и облик материала, – говорит Нэтьюс, – показывают, что факула Цереалий сформировалась в ходе поступательного извержения, которое также перенесло вещество из центральных областей воронки ближе к краям».

Ученые указывают на аналогичные образования, известные на поверхности Каллисто и Ганимеда, спутников Юпитера. Предполагается, что, как и на них, в основе этого извержения на Церере лежит криовулканизм, активность криовулканов, вместо лавы выбрасывающих жидкие вещества – метан, углекислый газ, воду.

По мнению авторов, эту активность мог запустить сам мощный удар, который привел к образованию Оккатора. В результате вещество, прежде скрытое, было вынесено на поверхность. Некоторые вещества вскоре улетучились в космос, а отложения солей сформировали светлые факулы. Возможно, этот процесс продолжается и до сих пор.