На горячих скалах подводного вулкана обнаружены колонии экстремофильных микробов

Молодой вулкан в Тихом океане недавно превратил свои окрестности в мертвую пустыню. Но и ее уже начали осваивать уникальные микроорганизмы – «волосы Венеры».

Необычные экстремофилы были найдены экспедицией 2014 года, исследовавшей окрестности вулкана Тагоро в Канарском архипелаге. Это было два года спустя после завершения извержения, продолжавшегося несколько лет и поднявшего вершину на сотни метров над уровнем моря – тогда прежде безымянный подводный пик и получил свое название.

Мощные выбросы полностью изменили 9 кв. км морского дна, уничтожив местную жизнь. Исследуя эту пустынную поверхность с помощью подводных дронов, итальянские ученые во главе с Роберто Дановаро (Roberto Danovaro) заметили на ней нечто живое и неизвестное: пучки тонких и длинных белых филаментов, словно волосы, торчали из базальта. В статье, опубликованной журналом Nature Ecology & Evolution, исследователи описывают особенности «волос Венеры» – необычных бактерий, осваивающих вулканическую пустыню.

Анализ бактериальной ДНК показал ее огромные отличия от других известных микробов, прежде всего – обширный арсенал метаболических путей, которые, очевидно, помогают ей выжить в самых экстремальных условиях, но пока остаются неисследованными. Судя по всему, источником энергии для них выступает токсичный для большинства других организмов сероводород, что роднит их с другими экстремофилами, обитателями подводных геотермальных источников.

Точно неизвестно, когда именно они начали заселять эту «зачищенную» вулканом поверхность. Скорее всего, это произошло сразу, как только температура ее упала до приемлемых для термофильных бактерий значений – где-то ниже 100 °C. Подобных условий нет нигде в океане на большом расстоянии от вулкана Тагоро, поэтому вряд ли они переселились сюда из какого-то определенного места обитания. Возможно, такие бактерии в крайне малых количествах присутствуют повсюду, с трудом выживая или сохраняясь в «спящем» состоянии, пока какая-нибудь случайно не наткнется на подходящее место – район недавней геологической катастрофы.