Мужчины склонны превозносить результаты своих научных работ при публикации — и это им помогает — Naked Science
6 минут
София Жаботинская

Мужчины склонны превозносить результаты своих научных работ при публикации — и это им помогает

Ученые выяснили, что одной из причин меньшей цитируемости научных статей за авторством женщин может быть используемая в них лексика.

Главное в научной статье — содержание. Но не стоит забывать о самопрезентации и уверенности в себе.
Главное в научной статье — содержание. Но не стоит забывать о самопрезентации и уверенности в себе. /© Кадр из TBBT

Тема гендерного неравенства в различных областях не уходит с повестки дня. Наука — не исключение. Исследование, проведенное Марком Лерхенмюллером из Мангеймского университета и его коллегами, предлагает одно из объяснений того факта, что в среднем женщины-ученые обладают меньшей цитируемостью, чем мужчины. Статья об этой работе опубликована в The BMJ.

Гипотеза команды заключалась в том, что цитируемости женских работ могла в том числе мешать в своем роде чрезмерная «скромность» их лексики. Возможно, мужчины, предположили авторы, реже скупятся на хвалебные эпитеты, описывая результаты своих исследований, а женщины, в силу особенностей социализации, оказываются более сдержанными и осторожными.

Чтобы проверить свою идею, авторы работы просканировали заголовки и абстракты более чем 100 тысяч научных статей за период с 2002 по 2017 год. Они отобрали 25 наиболее используемых типичных слов — описаний результатов, несущих положительные коннотации и стоящих в превосходной степени (например, «беспрецедентный» или «уникальный»). Сделав поправку на сторонние факторы, такие как область исследований, журнал, в котором появилась статья, и время публикации, ученые проанализировали, меняется ли индекс цитируемости работы в зависимости от употребления «хвалебных» слов.

Оказалось, лексика действительно важна: похоже, научная статья нуждается в саморекламе не меньше, чем какой-нибудь йогурт. Публикации, содержащие такие захватывающие выражения, как «замечательный» и «многообещающий», цитировались на 13 процентов чаще, чем работы, в которых таких словесных украшений не было. Статьи, опубликованные в журналах с высоким импакт-фактором, в которых мужчины были первыми и/или последними авторами, на 21% чаще предпочитали использовать это позитивное словоблудие, чем работы с женщинами в качестве первого и последнего авторов. Во многих странах первым в перечне авторов указывают человека, который внес наибольший вклад в исследование, а последним — своего рода «свадебного генерала», маститого специалиста в своей области, который не вникает во все детали работы, но редактирует статью и подкрепляет ее своим авторитетом.

Почему это важно? «Статья, которая цитируется чаще, будет рассматриваться комитетом по продвижению в университете как более важная, чем статья, которая цитируется реже», — объясняет соавтор работы Анупам Йена. Чем больше индекс цитирования, тем выше оценка ученого как для бюрократических процедур в его учреждении, так и в научном сообществе.

Дизайн исследования не предполагает возможности выяснить, как именно формируются эти различия, а также насколько сильно они напрямую влияют на карьеру женщин и мужчин. Неизвестно, выбирали авторы свой языковой стиль самостоятельно или на него влияли рецензенты и редакторы. Исследователь Розмари Морган из Школы общественного здравоохранения имени Джона Хопкинса, не принимавшая участия в работе, в комментарии для Reuters высказала предположение, что причиной могут быть особенности гендерной социализации. По ее словам, от женщин часто ждут большей осторожности, а проявление излишней самоуверенности и недостаточной «командности» чаще порицается. «Это приводит к тому, что женщины продвигают себя и свою работу меньше, чем мужчины, что может негативно повлиять на их карьерный рост», — говорит ученая.

Ранее ученые выяснили, что женщины лучше скрывают измену, а если они неудовлетворены браком, то предпочитают общество сыновей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 20:50
5 минут
Василий Парфенов

В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.

8 часов назад
7 минут
Василий Парфенов

Группа дизайнеров и инженеров из ряда именитых компаний под руководством не менее прославленного менеджера и энтузиаста из IBM создала передвижной дом для эскапистов XXI века. Конструкция под названием Jupe способна обеспечить уют и комфорт практически в любой точке мира (кроме холодного климата), а устанавливается за пару часов.

16 января
5 минут
Илья Ведмеденко

Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.

16 января
5 минут
Илья Ведмеденко

Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.

16 января
9 минут
Василий Парфенов

Специалисты по информационной безопасности нашли пренеприятнейшую особенность ОС Windows 10. Ее штатный драйвер файловой системы NTFS при определенных условиях реагирует крайне деструктивным образом — критически повреждает главную файловую таблицу MFT. Вызвать такое его поведение можно огромным количеством способов: от создания подготовленной веб-страницы до отправки картинок, файлов и документов жертве.

Вчера, 20:50
5 минут
Василий Парфенов

В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.

4 января
2 минуты
Илья Ведмеденко

В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.

6 января
42 минуты
Александр Березин

Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.

4 января
7 минут
Василий Парфенов

Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: