Мощный взрыв сверхновой «выстрелил» в пространство карликовой звездой — Naked Science

Мощный взрыв сверхновой «выстрелил» в пространство карликовой звездой

Астрономы обнаружили необычную карликовую звезду, мчащуюся по Галактике со скоростью 1,54 млн км/ч. Исключительно богатая углеродом, она вряд ли могла синтезировать его самостоятельно и, скорее всего, получила этот элемент от соседней крупной звезды, взрыв которой и запустил ее в невероятный полет.

StellarConvection1

О находке Кэтрин Плант (Kathryn Plant) сообщила на прошедшей недавно 227-й встрече Американского астрономического общества (AAS). По мнению ученой, большая скорость и наличие углерода в звезде SDSS J112801.67+004034.6 должны быть взаимосвязаны. «Мы увидели эту очень-очень редкую звезду, мчащуюся на скорости артиллерийского снаряда, – говорит один из соавторов находки Брюс Мэргон (Bruce Margon). – Это заставило нас задуматься: может ли найтись что-то такое, что и придало бы ей необычный состав и разогнало бы до сумасшедшей скорости?»

По предположению астрономов, скорее всего, SDSS J1128 была частью двойной системы, младшим партнером намного более крупной звезды, которая сперва насытила ее углеродом, а затем, взорвавшись сверхновой, выбросила в пространство.

Звезд, в атмосферах которых наблюдается избыток углерода, известно несколько сотен. В отличие от обыкновенных белых карликов, которые являются последней стадией эволюции многих звезд средних размеров, углеродные не считаются такими уж «пожилыми», хотя обычно накопление углерода – признак «зрелости» звезды. «Существование таких звезд довольно интересно, ведь они еще молоды – это звезды на тех же этапах жизни, что и наше Солнце, – добавляет Брюс Мэргон. – В принципе, не должно и быть такой вещи, как карликовая углеродная звезда, поскольку в них углерод появляться не может».

Поэтому ученые и предполагают, что углерод такие звезды получают извне – от звезды-компаньона, которая достаточно стара и велика для того, чтобы накопить достаточно этого тяжелого (по меркам астрономии) элемента. Перенос массы долгое время может развиваться без каких-либо эксцессов, пока крупная соседка не взорвется сверхновой.