27.06.2018
Редакция Naked Science

Модифицированный вирус остановил развитие опухоли мозга

С помощью модифицированного полиовируса ученые смогли уменьшить размер опухолей мозга и значительно продлить жизнь пациентов с этим диагнозом.

Исследователям из Университета Дьюка удалось заметно продлить жизнь пациентов с наиболее агрессивной формой опухоли мозга — глиобластомой. Для этого они использовали генетически модифицированный полиовирус. Работа опубликована в журнале New England Journal of Medicine.

Глиобластома — не только самая агрессивная, но и одна из самых распространенных опухолей мозга, к этому типу относятся до 52% первичных новообразований в мозге. При борьбе с заболеванием применяют химиотерапию, лучевую терапию и хирургическое лечение, при этом пациенты редко живут дольше 15-20 месяцев после объявления диагноза. Особенно опасны рекуррентные («возвращающиеся») опухоли, возникающие вновь по завершении терапии — в этом случае больные редко живут дольше года.

Полиомиелит — спинномозговой паралич — возникает, когда полиовирус, попавший в организм, связывается с белком CD155 (полиовирусным рецептором) на поверхности клеток. Известно, что в опухолевых тканях может возникать сверхэкспрессия CD155: на поверхности раковых клеток появляется избыточное количество этого белка.

Исследователи создали непатогенную модификацию полиовируса, которая получила название PVSRIPO. Препарат вводили непосредственно в опухоль с помощью тонкой трубки. Модифицированный вирус эффективно распознает CD155 и способствует некрозу злокачественных клеток, но не поражает здоровые. Также введение PVSRIPO стимулирует активность иммунной системы, заставляя ее клетки бороться с опухолью.

В исследовании нового метода лечения участвовал 61 пациент с рекуррентной формой глиобластомы. 21% пациентов, прошедших такую терапию, смогли прожить более трех лет. В контрольной группе из 104 людей с тем же заболеванием, которые лечились стандартными методами, такую продолжительность жизни зафиксировали лишь у 4%. Двое пациентов, получивших PVSRIPO, остаются живы спустя шесть лет после первого введения препарата. У обоих пациентов случился рецидив опухоли, и повторное введение модифицированного вируса также оказалось эффективным.

Уменьшение опухоли после терапии (нижний ряд, слева направо: год, два и пять после введения PVSRIPO) / © A. Desjardins et al./New England Journal of Medicine

В дальнейшем ученые планируют скомбинировать PVSRIPO с другими методами лечения, усиливающими иммунный ответ, чтобы сделать методику эффективнее.

Ранее исследователи предложили бороться с глиобластомами с помощью модифицированной сальмонеллы.