15.01.2014
Редакция Naked Science

Моделирование апокалипсиса

Математика подсказывает, как выжить после ядерного взрыва.

a45d7f8e55d84ae6e14734b03e4

Все начнется со вспышки ? яркой, ярче Солнца. Оказавшиеся слишком близко деревья запылают сами собой, загорится одежда на людях. Излучение пронзит все вокруг, а следом придет ударная волна. Единственный надежный способ спастись ? успеть укрыться, пока все не накрыло облако радиоактивной пыли. Но куда бежать? Попробовать остаться в опасно хлипком доме, или рискнуть и попробовать добраться до убежища? Эти жизненно важные вопросы решает новая математическая модель.

Калифорнийский ученый Майкл Диллон (Michael Dillon) начал работу над этой проблемой еще пять лет назад, после того, как правительство США заказало серию исследований, посвященных разным аспектам строительства и эксплуатации бомбоубежищ. Члены семьи Майкла, заинтересованные работой его работой, задали простой вопрос, что же им, все-таки, делать, куда бежать в случае ядерного апокалипсиса? «Внезапно я понял, что, несмотря на свою работу, я не знаю, что ответить, ? говорит исследователь.

Официальные рекомендации советуют «укрыться в ближайшем и самом защищенном месте». Для многих жителей США это ? подвал собственного дома, но не все дома имеют подвалы, и не все живут в собственных домах. Всем этим людям необходимо другое убежище ? желательно, что-нибудь с бетонными перекрытиями потолще и с запасами воды и пищи ? побольше. Но и бежать через весь город в заранее облюбованное гнездышко не всегда возможно.

Изучив специальную литературу, Майкл Диллон заметил, что в годы Холодной войны математическое моделирование охватило практически любое мыслимое последствие ядерного взрыва. Практически ? но не все: ученый так и не смог обнаружить работ, в которых бы предлагалась оптимальная стратегия укрытия для людей, которые оказались достаточно далеко от эпицентра, чтобы пережить первоначальный удар, но и достаточно близко для того, чтобы рисковать умереть, наглотавшись радиоактивной пыли.

В своей работе Диллон сконцентрировался на ситуации одиночного и не слишком мощного взрыва ? подобного тем, что сожгли Хиросиму и Нагасаки. Несмотря на то, что в арсенале ядерных держав сейчас имеются куда более мощные боеголовки, в наши дни куда более реалистичным выглядит именно «сценарий Нагасаки», с единичным взрывом посреди большого мегаполиса, взрывом, который инициирует не вражеское государство, а группа террористов.

Какие же выводы ученый сделал? Запоминайте. Если первое попавшееся убежище не слишком подходяще, а до отличного укрытия можно добраться менее чем за пять минут, математика рекомендует отправиться туда, не теряя времени. Если расстояние больше, перебежать в лучшее убежище все равно придется, но можно сделать это не столь торопясь, в пределах получаса после взрыва.

Математическое моделирование охватило практически любое мыслимое последствие ядерного взрыва