Манящие крабы заманивают самок в дома-ловушки — Naked ScienceNaked Science
17.06.2016, 11:46
Naked Science

Манящие крабы заманивают самок в дома-ловушки

Ученые наблюдали, как австралийские крабы притворяются джентльменами, чтобы спариться и вывести потомство.

Клешней – огромной для крохотных размеров их тела – манящие крабы угрожают противникам, прикрывают для защиты вход в норку, а в крайней ситуации используют и как оружие. Она привлекает и самок, применяясь во время ритуала ухаживания. Однако некоторые самцы на ухаживание не размениваются. Изучившие манящих крабов Uca mjoebergi австралийские биологи обнаружили у них и куда более суровое половое поведение. Об этом Кристина Пэйнтинг (Christina Painting) и ее соавторы пишут в статье, опубликованной журналом PLOS One.

Стоит сказать, что самцы этих крабов особенно жестко конкурируют за самок: перед спариванием самка легко может отвергнуть пару десятков претендентов. Она придирчиво оценивает общие размеры, силу и здоровье, размер и качество «боевой» клешни, танец ухажера, его окраску. Затем он показывает ей свою норку, забираясь внутрь и приглашая присоединиться к нему. Лишь если самке понравится и внутреннее убранство норы, она согласится спариться и отложить яйца. Нередко она выбирается наружу и уходит к следующему ухажеру.

Как заметили Кристина Пэйнтинг, некоторые самцы используют жестокую хитрость и уже у самого входа делают шаг в сторону, словно пропуская самку вперед. Большинство самок при этом проходят дальше, но некоторые забираются в норку, а самец заходит следом. По наблюдениям ученых, если все происходит традиционно и самка краба заходит в норку последней, шансы на то, что она в ней останется, составляют всего 54%. Если же самец пропустил ее вперед и перекрыл выход, в 9 случаях из 10 она отложит яйца в его норке.