Литературоведы составили эмоциональную карту Лондона

Исследователи из Стэнфордского университета составили карту эмоционального восприятия Лондона на основе английских романов XVIII–XIX веков.

1 468
Выбор редакции

Лондон как исторический центр и символ индустриализации Англии — ключевой город английской литературы нового времени. В XVIII–XIX веках он упоминается почти в каждом английском романе, при этом воссоздание образа Лондона до сих пор представлялось трудновыполнимым из-за больших объемов материала. В 1998 году итальянский социолог Франко Моретти (Franco Moretti) изучил роль столицы Великобритании в английской литературе с помощью компьютерной визуализации. В частности, ученый нанес на карту локации, в которых происходило действие произведений Артура Конан Дойла и Чарльза Диккенса. Авторы новой работы попытались реконструировать целостный образ Лондона в контексте его эмоциональной оценки со стороны литературных персонажей.

 

В рамках исследования литературоведы провели анализ 5000 романов, изданных в 1700–1900 годах. Выявив все именованные сущности посредством программы Named Entity, они самостоятельно отфильтровали иностранные топонимы и имена собственные. Таким образом ученые получили 382 лондонские локации, которые упоминались в текстах не менее десяти раз. Для оценки эмоционального восприятия мест группа изучила сто слов перед и после упоминания локаций. Из-за разночтений исследователи отказались от описания широкого спектра эмоций и ограничились полярными характеристиками «негативный» и «позитивный». Так, участок в районе Ньюгетской тюрьмы ассоциировался с эпитетами «ветхий» и «унылый», что маркировалось как негативное отношение.

 

Эмоциональная карта Лондона. Красным цветом помечены районы с негативной, желтым — с нейтральной, зеленым — с позитивной оценкой / ©Ryan Heuser et al., Pamphlets of the Stanford Literary Lab, 2017

Эмоциональная карта Лондона. Красным цветом помечены районы с негативной, желтым — с нейтральной, зеленым — с позитивной оценкой / ©Ryan Heuser et al., Pamphlets of the Stanford Literary Lab, 2017

 

Наиболее положительные эмоции у писателей вызывал обеспеченный район Вест-Энд. Примечательно, что интенсивность эмоциональных оценок также варьировалась в зависимости от типа локации. Например, чаще в английских романах упоминались частные дома, и реже — общественные пространства. Чтобы изучить динамику отношения, авторы разделили тексты на четыре блока по 50 лет исходя из даты издания. Результаты показали, что в начале XVIII века районы крепости Тауэр, служившей политической тюрьмой, или психиатрической больницы Бедлам преимущественно воспринимались в негативном свете. Однако к концу столетия интенсивность такой оценки ослабла — по мнению ученых, это может быть связано с полицейской реформой и появлением в Лондоне уличных фонарей.

 

Расширение территории Лондона в 1682–1896 годах / ©Ryan Heuser et al., Pamphlets of the Stanford Literary Lab, 2017

Расширение территории Лондона в 1682–1896 годах / ©Ryan Heuser et al., Pamphlets of the Stanford Literary Lab, 2017

 

В XIX веке в рамках оценки локаций города преобладают положительные эмоции. Предполагается, что в основе тенденции лежат исторические события: победа над Наполеоном и связанный с ней триумф среднего класса, расцвет военно-морского флота. В ходе работы ученые также выяснили, что литературная столица страны отличалась от исторической географически. Так, в английской литературе практически не нашел отражения резкий рост населения в указанный период (с 600 тысяч до 4,5 миллиона человек). Замалчивание этого факта может быть следствием инертности лондонской буржуазии: когда состоятельные жители Нью-Йорка или Парижа предпочитали переселяться в перспективные районы, богатые англичане продолжали жить в Вест-Энде на протяжении почти двух веков.

 

Подробности исследования представлены на сайте Стэнфордского университета.

1 468

Комментарии
Аватар пользователя Netbook
39 мин
Не пишут в России заголовки новостей, начинающиеся с "...
Аватар пользователя Дмитрий Сливкин
3 ч
Класс! Надо беречь красоту


Аватар пользователя Евгений Зиновьев
11 ч
Вау, ты чего куришь то, дядя? Такого отборного...
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку