Крушению модуля «Скиапарелли» нашли новое объяснение - Naked ScienceNaked Science
24.11.2016, 08:24
Naked Science

Крушению модуля «Скиапарелли» нашли новое объяснение

Крушение спускаемого модуля «Скиапарелли» произошло из-за сбоя в датчике вращения. Об этом по итогам официального расследования сообщается на сайте Европейского космического агентства (ЕКА).

schiaparelli_on_mars

Посадка «Скиапарелли» на поверхность Марса должна была состояться 19 октября в 17:48 по московскому времени. Известно, что после входа в атмосферу модуль выбросил парашют на высоте 12 километров и скорости в 1,7 тыс. км в час. Дальнейшее торможение должны были выполнять реактивные двигатели, но вместо десятков секунд они проработали три-четыре секунды. В результате аппарат рухнул с высоты 3,7 километра на скорости около 300 километров в час. Ранее предполагалось, что причиной послужил сбой в бортовом высотометре.

По последним данным, к отключению двигателей привел сбой в программном обеспечении блока измерения инерции (IMU). После выброса парашюта IMU передал на главный компьютер модуля аномально высокий показатель скорости вращения. На его основе «Скиапарелли» определил значение высоты как отрицательное, посчитав, что находится под поверхностью Марса, отделил парашют и выключил реактивные двигатели. При этом передача данных произошла с задержкой в одну секунду, что сделало коррекцию показаний невозможной.

Как сообщает ЕКА, эту версию подтверждают компьютерные симуляции. Подчеркивается, что выводы о крушении аппарата остаются предварительными. Полный отчет об обстоятельствах аварии планируется подготовить к началу 2017 года. Ошибки, допущенные во время миссии, будут учтены при проектировании программного обеспечения для марсохода «Пастер», который должен быть доставлен на Красную планету в 2020 году. Разработкой платформы занимается российское ФГУП «Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина».

Место падения модуля (в центре). / ESA

Ранее стало известно, что орбитальная станция Trace Gas Orbiter (TGO) с 20 по 28 ноября проведет первые тестовые наблюдения поверхности Марса с помощью четырех приборов. Сейчас аппарат находится на вытянутой эллиптической орбите с высотой малой и большой оси в 230–98000 километров над поверхностью планеты. Расстояние между ними покрывается за 4,2 дня. Основная миссия начнется с переходом на орбиту, близкую к круговой, когда высота над поверхностью составит около 400 километров. Согласно плану, это произойдет к марту 2018 года.

Испытания проводятся в рамках программы «ЭкзоМарс», включающей в себя две миссии, главной целью которых заявлен поиск следов жизни на Марсе. Первый этап проекта начался 14 марта 2016 года, когда была запущена станция «ЭкзоМарс-2016», состоящая из TGO и «Скиапарелли». Следующий этап предполагает доставку на планету ровера и поверхностной платформы. Программа реализуется ЕКА, включая Германию, Великобританию, Италию и Францию, и российской госкорпорацией Роскосмос. NASA вышло из программы в 2012 году.

На новейшем американском авианосце, вероятно, работают только два из 11 оружейных лифтов AWE (Advanced Weapon Elevator).

Белково-углеродные молекулы слизистой оказались способны активно нейтрализовать потенциально опасные бактерии, регулируя состав своей микрофлоры.