Кратеры Второй мировой стали приютами для редких видов жизни — Naked Science
06.03.2017

Кратеры Второй мировой стали приютами для редких видов жизни

Кратеры, оставленные бомбами и снарядами мировых войн, превратились в солоноватые водоемы, населенные редкими для Европы животными и растениями.

p1040980

Небольшие, то пересыхающие, то вновь наполняющиеся влагой водоемы почти исчезли в Европе за тысячелетия вырубки лесов, сельскохозяйственной обработки земли, прокладки дорог и строительства. Однако «шрамы» кратеров, оставленные военными катаклизмами ХХ века, со временем стали такими водоемами, в которые быстро вернулась жизнь.

Их исследовали ученые из Австрии и Венгрии, работающие во главе с Чзабой Вад (Csaba Vad) из центра изучения водных экосистем WasserCluster Lunz. Статья о результатах работы опубликована в журнале Biological Conservation. Ученые сообщают о множестве таких искусственных водоемов по всему миру. Однако главное внимание они уделили сотне воронок, которые сохранились возле аэропорта близ деревни Апаж (Apaj) в Центральной Венгрии с конца Второй мировой, когда его взлетно-посадочная полоса подверглась сильной бомбардировке.

Местная почва богата натриевой селитрой. Заливаясь водой, она создает медленно высыхающие соленые водоемы, в которых находят приют чрезвычайно необычные для современной Европы виды животных и растений. Авторы провели анализ организмов, обитающих в 54 таких воронках, идентифицировав 274 вида, включая морских черепашек, красные водоросли Halamphora dominici, которые прежде обнаруживались лишь в Чили, а также редких ракообразных Eubranchipus grubii.

По словам ученых, биоразнообразие таких искусственно возникших экосистем сравнимо с тем, что наблюдается в немногочисленных естественных пересыхающих водоемах, которые еще сохранились в Центральной Европе. А значит, и кратеры нуждаются в защите.