13.03.2018
Редакция Naked Science

Негативные последствия длительного пребывания в космосе доказаны NASA на примере близнецов

По результатам многолетнего исследования состояния здоровья астронавтов-близнецов NASA ученые пришли к выводу, что продолжительные космические полеты отрицательно влияют на организм человека. Это понимание особенно важно сейчас, в связи с подготовкой пилотируемого полета к Марсу.

ahr0cdovl3d3dy5zcgfjzs5jb20vaw1hz2vzl2kvmdawlza3nc84otyvb3jpz2luywwvc2nvdhqtbwfyay1rzwxses5qcgc

Близнецы Скотт и Марк Келли уже несколько лет участвуют в специальной программе NASA, изучающей влияние космических полетов на организм человека. Скотт имеет за плечами 520 суток пребывания в космосе, при этом 340 из них он непрерывно пребывал на Международной космической станции в 2015–2016 годах. Его брат Марк, ставший контрольным «образцом», совершил несколько полетов на шаттлах, его общий космический «стаж» составляет всего 54 дня.

Год, проведенный в космосе непрерывно, — это очень большой срок по сегодняшним меркам, но исследователи готовятся к будущим полетам на Марс, а это путешествие, скорее всего, займет около трех лет. Эксперимент с братьями Келли — это уникальная возможность исследовать состояние организма человека, который провел в космосе почти год.

До этих пор было известно, что во время космических путешествий кости и мышцы ослабевают, происходит нарушение водно-солевого баланса, в отдельных случаях космонавты возвращались на Землю с необратимыми нарушениями зрения. Исследование «Близнецы» позволило получить новые данные. Отмечается, что некоторые изменения исчезли только через несколько часов или дней после приземления, другие остались и после шести месяцев.

1. Теломеры Скотта выросли и стали длиннее, чем у его брата, но в течение двух дней после космического полета вернулись в нормальное состояние. В целом около 7% генов Скотта имели долгосрочные изменения, другие 93% быстро вернулись к норме. Теломеры — это концевые участки хромосом, которые помогают репликации ДНК и укорачиваются с течением времени, поскольку ДНК-полимераза не способна синтезировать копию ДНК с самого конца. Длину теломер часто связывают с продолжительностью жизни человека и его предрасположенностью к болезням.

2. У Скотта не было отмечено значительного снижения когнитивных способностей во время пребывания в космосе, однако исследователи увидели их явное снижение после того, как он приземлился. Возможно, это произошло из-за адаптации к гравитации Земли и напряженного графика, в котором работал Скотт после окончания миссии, считают представители NASA.

3. Исследователи также выявили изменение уровня запаса питательных веществ в организме, признаки кислородного голодания, а также большое количество различных воспалений.

Более подробная информация об исследовании будет опубликована позднее в этом году, сообщили в NASA.

Напомним, ранее руководитель проекта Mars One Бас Лансдорп назвал срок высадки человека на Красной планете.