17.02.2014
Редакция Naked Science

Космическая магистраль

На самом краю Солнечной системы обнаружилась странная полоса ? похоже, она служит «хайвеем», вдоль которого движутся заряженные частицы космического излучения. Но откуда она берется, понять пока не получается.

ibexoutlinering2
©Wikipedia / Автор: Messiena Lucretius

Впервые замеченное американским космическим зондом IBEX в 2009 году необычное наблюдение было подтверждено с помощью наземных телескопов. Астрономы полагают, что оно раскрывает один из механизмов «естественной защиты» внутренних областей Солнечной системы от высокоэнергетических частиц.

Эти частицы создаются взаимодействием частиц солнечного ветра с высокоэнергетическими космическими лучами, происходящее на далеких границах Солнечной системы, в области гелиощита. Они заряжены и движутся, увлекаемые линиями магнитных полей межзвездной среды ? однако наблюдение IBEX раскрыло «полосу» этого движения почти перпендикулярную этим линиям.

В ту далекую область до сих пор добрался лишь один из созданных нами аппаратов ? дальний зонд Voyager 1, который присылает результаты измерений местных магнитных полей. И совместить направление «полосы» IBEX с этими данными оказывается достаточно трудно. Пока что астрофизики пытаются найти объяснение этой несостыковке: заряженные частицы вряд ли будут просто так двигаться не вдоль линий магнитного поля, а перпендикулярно им. Тут что-то не так.

По одной из версий, Voyager 1, все-таки, еще не добрался до нужной области ? впрочем, это не согласуется с другими данными. По другой, аппарат проводит измерения лишь в непосредственном окружении, в котором находится, тогда как IBEX и наземные телескопы способны издалека видеть более общую картину. По третьей, «полоса» свидетельствует о рекомбинации магнитных полей, в ходе которой могут появляться силовые линии совсем неожиданных направлений. Впрочем, где именно тут таится разгадка ? еще предстоит установить.