Кому нужна космическая станция? — Naked Science
31.01.2014

Кому нужна космическая станция?

В США продолжаются дебаты о том, насколько полезна для науки работа на МКС ? и чем обернутся потраченные на нее сотни миллиардов долларов.

iss023e021510

После недавнего решения Белого дома о продлении срока работы МКС до 2024 года чиновники NASA неоднократно выражали уверенность в том, что лишние четыре года службы станции ? и необходимые для этого вложения в размере 100 млрд долларов ? обернутся исключительными научными и технологическими прорывами. По словам главного советника президента США по науке, станция «является поразительно гибкой лабораторией».

К сожалению, этот энтузиазм разделяют далеко не все специалисты: по мнению ряда экспертов и блогеров, мы далеко не полностью используем потенциал МКС, и в текущем своем виде станция далеко не так выгодна человечеству, как то хотят представить «чиновники от космоса».

Строительство самого масштабного в истории космического проекта началось еще в 1998 году с запуском на орбиту первого ? российского ? модуля. С тех пор два ключевых партнера по проекту, Россия и США, то и дело наращивают станцию. Приложили к ней свою руку и Европа, и Канада, и Япония. С 2000 года на МКС постоянно находятся люди, однако за последние пять лет на выполнение научных задач американские астронавты выделяют лишь три рабочих часа в неделю. Около 15% отсеков американского сегмента, предназначенных для исследований, на текущий момент вовсе пустует.

«Подавляющее большинство исследований, проходящих на МКС, не имеют никакого практического значения», ? отмечает один из недавних докладов NASA. Разумеется, рано или поздно и самые далекие от жизни академические занятия могут обернуться колоссальной пользой ? достаточно вспомнить эксперименты Максвелла с электричеством или войны теоретиков на заре развития теории элементарных частиц. Однако инвесторы не склонны делать вложения со столь далеким и туманным будущим.

Немалая доля научных проектов на МКС так или иначе связана с самой станцией ? точнее, с исследованием различных влияний космических полетов на человеческий организм, от мышечной дистрофии до нарушений зрения. Такая работа, безусловно, необходима, особенно если человечество все-таки намерено отправить пилотируемую экспедицию на Марс.

Астронавты на МКС