Кому нужна космическая пыль — Naked Science
26.11.2013

Кому нужна космическая пыль

Вытряхивая пылесос после уборки, вы выбрасываете приличное количество космической пыли.

201308122352254573

Эта пыль проделала большое путешествие, создав тонкую небесную дымку перед рассветом или сразу после заката – и лишь затем осела на землю. Ежегодно наша планета получает таким путем до 40 тыс. тонн вещества.

Лишь небольшая часть этой пыли – менее 10% – рассеялась с поверхности астероидов. Довольно большая доля прилетает в окрестности Земли на борту комет семейства Юпитера, которые вращаются вокруг Солнца неподалеку от этой громадной планеты. Считается, что в эту область они прилетели из еще более далекого кометного Пояса Койпера, расположенного за орбитой Нептуна. Частью эта пыль может прилетать к нам вообще из-за пределов Солнечной системы, некогда входя в состав Местного межзвездного облака, сквозь которое движется наша звезда со своими планетами.

Судьба каждой частички космической пыли, попадающей в земную атмосферу, определяется ее размерами. Крупные и плотные потоки могут создавать метеоритные дожди – такие, как Персеиды и Леониды, мелкие останки погибших комет. Двигаясь со скоростью более 150 км/ч, они резко тормозятся атмосферой. Сопротивление, которое испытывают достаточно крупные частицы, раскаляет их, и они сгорают в ярких вспышках пламени. Мелкие частицы более везучи и могут спокойно опуститься на поверхность Земли.

Чтобы изучить их, ученые собирают эти пылинки специально оборудованными самолетами, способными подняться на высоту стратосферы, до 20 км и более. Такие пробы ? самый простой и дешевый способ изучить состав комет Солнечной системы, без организации дорогостоящих космических миссий и забора проб в открытом космосе. Впрочем, космические миссии дают более богатый материал, не «испорченный» контактом с земной атмосферой и перегревом. Кометное вещество, добытое в ходе полета американского зонда Stardust, служит ученым окошком в прошлое, ведь эта пыль ? та самая, из которой некогда родилась Солнечная система.

Космический аппарат Stardust перед запуском