23.10.2018
Редакция Naked Science
3 192

Кислорода на Марсе оказалось достаточно для жизни

Расчеты показывают, что соленые водоемы под поверхностью Красной планеты содержат немало кислорода и способны обеспечивать жизнь обычных аэробных микробов.

mars0

Возможность жизни на Марсе интригует человечество уже не первое столетие. Находки последних лет не разрешили эту загадку, а лишь подогрели к ней интерес. Пусть развитой цивилизации, построившей сложную сеть каналов, о которой думали астрономы XIX века, на Красной планете и нет. Зато до сих пор не до конца отвергнута возможность существования марсианских микроорганизмов — и сейчас, и в далеком прошлом. Тем более что кислорода в его приповерхностных слоях для жизни оказывается достаточно. К такому выводу пришли Влада Стаменкович (Vlada Stamenković) и его коллеги из Калифорнийского технологического института, статья которых опубликована в журнале Nature Geoscience.

Сегодня считается практически доказанным тот факт, что в древности молодой Марс имел плотную атмосферу. Однако небольшой размер планеты и отсутствие магнитного поля привели к ее постепенной эрозии, и сегодня атмосфера Красной планеты крайне разрежена и слаба. Кислорода в ней не более 0,14 процента, и поиски возможной жизни до сих пор были направлены на анаэробные микроорганизмы, не нуждающиеся в кислороде, — подобные тем, что живут, например, глубоко у дна земных океанов.

Недавно было показано, что в некоторых регионах Красной планеты, неглубоко под поверхностью могут скрываться настоящие водоемы, заполненные насыщенной минералами жидкой водой. Поэтому Влада Стаменкович и его соавторы решили подсчитать количество кислорода, которое могут накапливать эти подповерхностные озера. Для этого ученые рассчитали способность сильно соленой воды, не замерзающей даже на Марсе, растворять кислород. Кроме того, они учли климатическую историю планеты, в итоге показав, что ее скрытые водоемы способны содержать от 2,5 мкМоль до 2 Моль кислорода на каждый кубометр жидкости. Особенно велика его концентрация должна быть у полюсов, где температура способствует растворению газа.

«Концентрации кислорода на Марсе на порядки, в сотни раз выше, чем тот минимум, который требуется для существования аэробных, дышащих кислородом микробов», — резюмируют авторы работы. И если она так и не поставила точку в давней загадке жизни на Красной планете, то в очередной раз подтвердила ее возможность. И поиски продолжаются.