На Марсе нашли жидкую воду

На Марсе нашли жидкую воду

Радарные наблюдения указали на существование жидкого водоема, скрывающегося под поверхностью Марса.

mars0

Некогда Красная планета содержала немало влаги, но сегодня удается найти лишь скромные ее следы. Считается, что большая часть воды улетучилась в космос, а меньшая осталась вечным льдом, смешавшись с местным грунтом, или в составе полярных шапок.

Однако новые наблюдения, проведенные европейским спутником-ветераном Mars Express, работающим на орбите уже около 15 лет, указали на возможный ресурс жидкой воды, сохранившийся под поверхностью Красной планеты до сих пор. О сенсационной находке итальянские астрофизики во главе с Роберто Оросеи (Roberto Orosei) сообщают в статье, опубликованной в журнале Science.

С помощью лазерного альтиметра MARSIS на борту Mars Express они сумели заглянуть под поверхность Плато Австралии поблизости от постоянной южной полярной шапки, содержащей смесь водного и сухого льда. В течение 2012-2015 гг. было получено в общей сложности 29 радарных снимков пространства шириной порядка 200 км. Один участок около 20 км в поперечнике привлек внимание ученых.

Он выглядел намного ярче остальных, указав на присутствие вещества с довольно высокой диэлектрической проницаемостью. Рассмотрев различные варианты того, что именно может создавать такую картину, авторы пришли к выводу — это жидкая вода, насыщенная растворенными солями и минералами.

29 радарных снимков (в центре) южного марсианского Плато Австралии (слева) указали на скрытый под поверхностью резервуар воды (справа) / ©NASA, ESA, Orosei et al., 2018

«Мы обследовали только небольшую площадь, – говорит Роберто Оросеи, – увлекательно предполагать, что такие подповерхностные водяные пакеты могут быть еще где-то, и их еще предстоит открыть». Жидкие подземные озера известны и неподалеку от обоих полюсов нашей планеты. Здесь они сохраняются изолированными миллионы лет, и ученые бурят лед, добираясь до этой воды, и находят формы жизни, возможно, сохранившиеся в ней с далекого прошлого. Быть может, и на Красной планете подповерхностные водоемы не только распространены, но и сохранили – пусть не микроорганизмы, но хотя бы следы жизни, если она когда-нибудь была на Марсе.