Исследование проливает свет на жизнь в тройной звездной системе альфы Центавра

Исследование проливает свет на жизнь в тройной звездной системе альфы Центавра

Ученые продолжают поиски признаков жизни за пределами Солнечной системы. Альфа Центавра — ближайшая к нам звездная система, в которой может быть жизнь. И если это так, у нас появилось чуть больше информации о ее условиях.

hubble_friday_090220161

Уровни рентгеновского излучения, исходящего от α Центавра А и α Центавра B (двух главных звезд в ближайшей звездной системе), сравнимы с теми, что излучает Солнце, согласно новому исследованию на основе наблюдений рентгеновской обсерватории «Чандра».

«Это отличные новости для α Центавра AB в плане перенесения излучаемой ими радиации возможной жизнью на какой-либо планете в их системах, — комментирует руководитель исследования Том Эйерс из Колорадского университета в Боулдере. — «Чандра» показывает нам, что у жизни должен быть шанс на успех на планетах любой из этих звезд».

Альфа Центавра находится примерно в 4,2 световых года от Солнца. Тройная звездная система состоит из AB-пары, вращающейся на близкой орбите вокруг друг друга, и отдаленного компаньона — проксимы Центавра. A и B — солнцеподобные звезды, тогда как проксима Центавра — маленький тусклый красный карлик.

Пока не подтверждено существование ни одной планеты на орбитах α Центавра А и α Центавра B, так что все рассуждения о таких мирах гипотетические. Тем не менее астрономы продолжают их поиски.

Снимок двух самых ярких звезд тройной звездной системы альфы Центавра в рентгеновском спектре (справа) и снимок этой же системы в видимом свете / Рентгеновский спектр: NASA/CXC/University of Colorado/T.Ayres; оптика: Zdeněk Bardon/ESO

Вокруг проксимы Центавра вращается планета проксима b, по размерам схожая с Землей. Она находится в зоне обитаемости — на расстоянии от своей звезды, на котором на поверхности планеты может быть жидкая вода. Однако красные карлики — очень активные звезды, часто излучающие сверхмощные вспышки, способные омыть планеты на своих орбитах огромными дозами радиации. Учитывая этот факт, многие ученые сомневаются в пригодности для жизни проксимы b и предполагают, что, если на ней и была когда-то атмосфера, она давно испарилась из-за активности ее материнской звезды.

Но радиоактивная ситуация вокруг α Центавра А и B совсем иная — опять же, согласно новому исследованию. Телескоп «Чандра» наблюдал за двумя звездами каждые шесть месяцев начиная с 2005 года, и Эйерс изучил все эти данные.

Он выяснил, что любые планеты, которые могут находиться в зоне обитаемости α Центавра А, получали бы меньшие дозы рентгеновского излучения, чем подобные миры, вращающиеся вокруг Солнца. Зона обитаемости α Центавра B получает в пять раз большую дозу радиации по сравнению с нашей Солнечной системой, но и этого недостаточно для того, чтобы остановить жизнь, по мнению исследователя.

Эйерс представил новое исследование в среду, 6 июня, на 232-й встрече Американского астрономического общества в Денвере. Некоторые результаты опубликованы в январе 2018-го в журнале Research Notes of the American Astronomical Society.

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.