В РАН создадут Центр подготовки межпланетных экспедиций — Naked Science

В РАН создадут Центр подготовки межпланетных экспедиций

В РАН планируется создать Международный центр медико-биологического обеспечения межпланетных экспедиций и развивать международное сотрудничество в области дальних космических полетов.

Moon_colony_with_rover

Исполняющий обязанности директора Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) Олег Орлов рассказал о целях и задачах центра подготовки межпланетных экспедиций, который планируется создать в ИМБП.

Мы выступили с инициативой создания на базе института Международного центра медико-биологического обеспечения межпланетных экспедиций. В новом корпусе, который сейчас строится на территории ИМБП, мы планируем создать условия, чтобы наши зарубежные партнеры могли бы вести здесь свои исследования. Осенью прошлого года мы обратились к вице-премьеру России Дмитрию Рогозину с идеей формирования такого центра. Он дал поручение заинтересованным ведомствам рассмотреть наше предложение, в результате чего наша идея была поддержана на уровне РАН, Роскосмоса и ФАНО (Федеральное агентство научных организаций).

Олег Орлов, исполняющий обязанности директора ИМБП РАН

Сегодня к основным целям российской космонавтики относятся как раз межпланетные экспедиции – сначала на Луну, затем на Марс. Россия намерена в 2030 году приступить к колонизации Луны. В рамках данного проекта планируется создать обитаемую базу на Луне и лунный полигон с возможностью добычи на спутнике Земли полезных ископаемых.

Сейчас наша главная задача наполнить идею содержанием. Здесь работа идет по нескольким направлениям: поиск заинтересованных зарубежных партнеров, российских структур, готовых участвовать в проекте. По этим направлениям есть прогресс: американские коллеги в апреле озвучили предложение продолжить работы по модельным исследованиям. Также мы активно взаимодействуем со «Сколково».

Олег Орлов, исполняющий обязанности директора ИМБП РАН

Эксперименты по имитации длительного пребывания в космическом корабле начались в ИМБП еще во второй половине 60-х годов прошлого века. Сотрудник ИМБП Валерий Поляков установил мировой рекорд самого длительного полета в космос. С 8 января 1994 по 22 марта 1995 он совершил второй космический полёт в качестве врача-космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 437 суток 18 часов.

Эксперименты в рамках будущего центра планируется синхронизировать с работами на МКС.

Работу центра мы планируем осуществлять в увязке с пилотируемой программой. Сейчас будет готовиться годовой полет космонавта на МКС. И вообще, МКС целесообразно использовать как модель для отработки тех решений, которые будут востребованы в процессе будущих межпланетных экспедиций. Поэтому то, что сегодня мы будем отрабатывать здесь, можно проверять и дорабатывать на борту МКС. Аналогично тому, как участники нашего эксперимента «Марс-500» выполняли часть программы, уже находясь на МКС.

Олег Орлов, исполняющий обязанности директора ИМБП РАН

Международная академия астронавтики, поддерживающая идею создания центра, имеет специальную рабочую группу для решения задач международной координации в подготовке обеспечения межпланетных полетов.

Сегодня целесообразно заниматься дальними экспедициями именно на уровне науки. При полете на Марс встанут проблемы именно медико-биологического свойства. Переход к подготовке конкретной экспедиции, с датами и сроками, на мой взгляд, несколько преждевременен. Но исследования для подготовки такой экспедиции крайне важны. И простор для международного сотрудничества здесь действительно широкий. ИМБП в этой сфере позиционирован наилучшим образом.

Дмитрий Пайсон, директор по науке космического кластера «Сколково»

Двумерный магнит, сконструированный учеными, может найти применение в вычислительной технике и электронике, а также новых инструментах для изучения квантовой механики.

Состоялись новые тесты перспективного гиперзвукового комплекса «Циркон». В качестве носителя выступил фрегат проекта 22350.