Гражданская наука признана эффективной в вопросе миграции птиц — Naked Science

Гражданская наука признана эффективной в вопросе миграции птиц

Американские орнитологи подтвердили эффективность волонтерского проекта eBird в сочетании с применением метеорадара в рамках мониторинга периодичности миграции птиц. Результаты исследования опубликованы в журнале Ecosphere.

migratory-birds

Миграция птиц — временное или постоянное переселение птиц на фоне изменения кормовых или экологических условий. Важным фактором миграции являются сезонные колебания продолжительности светового дня. Так, птицы северного полушария, ведущие дневной образ жизни, перемещаются с севера (место гнездования) на юг (место зимовки) для повышения шансов на прокорм потомства. Традиционно изучение миграции осуществляется визуально-оптическими методами (в бинокли), а также с помощью мечения птиц. Оба способа требуют участия специалистов и не позволяют проводить масштабные исследования.

В новой работе ученые также использовали данные, полученные благодаря добровольцам проекта eBird и показаниям метеорадара. Метеорадар представляет собой импульсный радар, работа которого основана на эффекте Доплера. Устройство оценивает положение и величину зон осадков, средний размер капель и скорость их выпадения для прогнозирования климатических изменений. eBird — проект Корнелльской орнитологической лаборатории, реализуемый в рамках концепции гражданской науки. В роли наблюдателей в этом случае выступает международная группа волонтеров.

Сочетание методик позволило авторам ввести такой показатель, как индекс периодичности миграции птиц. Он позволяет распространять выводы о сроках миграции миллионов особей, обитающих на больших территориях, исходя из наблюдений за несколькими представителями вида. В частности, результаты подтвердили важность изменений температуры воздуха при коррекции периодичности миграции. При этом ученые отклонили гипотезу о значимости для миграции птиц вегетационных индексов, используемых для оценки состояния растительности.

«Понимание того, как экологические изменения связаны с периодичностью миграции, позволит нам лучше подготовиться к глобальным климатическим сюрпризам. Информация, полученная от проекта eBird и метеорадара, будет применяться и в дальнейших исследованиях», — сообщил профессор Джеффри Келли.