Гонщики чаще сталкиваются в хорошую погоду — Naked ScienceNaked Science
27.03.2018, 16:12
Naked Science

Гонщики чаще сталкиваются в хорошую погоду

Изучив историю гонок за 44 года, ученые установили, что наибольший риск аварий возникает в хорошую погоду, когда на трассе соревнуются равные по рейтингу и возрасту спортсмены.

2169149-45340390-2560-1440

Ученые изучили данные о столкновениях на Formula 1 с 1970 по 2014 год — 732 гонки с участием 355 спортсменов. Оказалось, что риск аварии особенно высок, когда на гоночную трассу выезжают лидеры, гонщики одного возраста и статуса, имеющие схожий рейтинг, с сопоставимым числом выигранных соревнований за спиной.

Показательный пример — соперничество британца Льюиса Хэмилтона и немца Нико Росберга: их детская дружба переросла в личное соперничество на трассе, которое не сгладило даже то, что оба спортсмена выступали за команду Mercedes. Противостояние бывших друзей привело к нескольким опасным инцидентам, а кульминацией этой истории стало столкновение болидов Хэмилтона и Росберга на Гран-при Испании в 2016 году, в результате которого оба выбыли из гонки.

Равенство возможностей соревнующихся сторон накаляет конфликт, считают авторы работы, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Классический пример экстремально агрессивного поведения, вызванного соперничеством равных, — поединок Майка Тайсона и Эвандера Холифилда, во время которого Тайсон откусил сопернику ухо. Когда равные встречаются не на боксерском ринге, а на трассе — за штурвалами болидов, легко набирающими скорость более 300 км/ч, — накал страстей толкает гонщиков на рискованные действия. Именно это чаще всего приводит к аварии, заключают ученые. Авторы исследования подчеркивают, что речь идет именно о равенстве возможностей соперников — лидеров соревнований, а не об изначально враждебном настрое.

Интересно, что, согласно статистике, соперничество равных на трассе становится опасным только в хорошую погоду, когда условия гонки в целом безопасны. Во время или после дождя все гонщики демонстрируют большую осторожность и реже испытывают судьбу. Иллюзия безопасности толкает на лишний риск не только профессиональных гонщиков: в 2016 году британские ученые доказали, что защитный шлем делает людей более беспечными и готовыми идти ва-банк в азартных играх.

Ученые нашли следы огромной галактики возрастом в 12,5 миллиарда лет. До сих пор наблюдать такого «монстра» астрономам не удавалось.