Гомосексуализм термитов объяснили инстинктом самосохранения — Naked Science

Гомосексуализм термитов объяснили инстинктом самосохранения

Формирование однополых пар среди самцов термитов может быть обусловлено экстремальными условиями окружающей среды. Об этом свидетельствует исследование, проведенное энтомологами из Киотского университета.

bigstock-termite-or-white-ants-50641157

Термиты (Isoptera) — общественные насекомые с неполным превращением, родственные тараканам. Особи термитов подразделяются на три основные группы: рабочие, солдаты, короли и королевы, для каждой из которых характерна моногамия. Но, как и в случае более чем 1,5 тысячи видов животных, среди термитов встречаются однополые пары. Согласно теории порога принятия решений, такой гомосексуализм может являться следствием повышения порога сексуальной неразборчивости в результате частых ошибок при распознавании пола партнера.

В новом исследовании ученые обнаружили, что термитам несвойственна неразборчивость в половых контактах. При возникновении трудностей с поиском самки многие самцы, в частности рабочие, целенаправленно создают гомосексуальные пары. Наблюдения показали, что такие гнезда обладают большей выживаемостью, чем одиночные особи, кроме того, они способны вторгаться на территорию гетеросексуальных пар и совершать на них нападение. При этом, согласно результатам генетического анализа, только один из нападавших самцов восстановил отношения с самкой.

«Союз с другим самцом — не лучший вариант, но он повышает шансы на выживание в процессе поиска самки, если такое произойдет. Чтобы прояснить подобное поведение, необходимо учитывать влияние других факторов, например, хищников», — сообщил Нобуаки Мицумото. Он добавил, что в условиях изоляции один из самцов в однополой паре может заменить самку и производить потомство. Таким образом, при определенных экологических условиях спаривание с потенциальным конкурентом может носить адаптационный характер, отметил ученый.

Ранее исследователи из Швеции изучили гомосексуальное поведение жуков Callosobruchus maculatus. Анализ показал, что количество однополых пар среди самцов этих насекомых прямо пропорционально показателю фертильности самок: чем выше частота встречаемости однополых пар, тем интенсивнее осуществляется воспроизведение потомства, и наоборот.