Глобальные оледенения связали с усилением тектоники плит — Naked Science
6 июня

Глобальные оледенения связали с усилением тектоники плит

Оледенения служат мощными факторами эрозии и наполняют океан массой осадочных пород, которые облегчают движение литосферных плит, как эффективная смазка.

tectonics0

Жизнь нашей планеты определяется тектоникой плит. Могучее движение твердых платформ литосферы, медленно плавающих по расплавленной магме, создает материки и океаны, поднимает горы и направляет течения. Однако запустилось оно не сразу; первые 1-1,5 миллиарда лет после формирования Земля была слишком раскалена, ее литосфера еще не успела затвердеть. Лишь около 3,5 миллиарда лет назад планета достаточно остыла, а около трех миллиардов лет назад на ней появились первые континенты.

Впрочем, и твердой коры самой по себе недостаточно для тектонических движений; на Марсе, например, их не происходит. О другом важном компоненте, запустившем движение земной литосферы, геологи пишут в новой статье, опубликованной в журнале Nature. Стефан Соболев (Stephan Sobolev) из Потсдамского центра наук о Земле и Майкл Браун (Michael Brown) из Мэрилендского университета обращают внимание на «смазочное масло», облегчающее перемещение плит. Эту роль могли сыграть огромные количества осадочных пород, унесенные с первых материков первыми ледниками.

В самом деле, движения литосферных плит непостоянны во времени. Ученые показали, что как минимум три известных периода глобального обледенения в прошлом могли усиливать тектонику — и, наоборот, долгий перерыв между оледенениями отразился в заметном ее замедлении между 1,8 миллиарда и 800 миллионами лет назад. Возможно, огромные массы осадочных пород, которые приносит движение ледников, служат естественной смазкой, которая облегчает погружение одних плит под другие (субдукция) и позволяет тектоническим движениям происходить быстрее.

По расчетам авторов, Земля пережила три таких периода быстрой тектоники — около 2,8 миллиарда лет, 2,3 миллиарда и 750 миллионов лет назад. Каждый из них связан с ледниками, интенсивной эрозией суши и выносом в океан больших объемов осадочных пород. Последний период коррелирует с крупнейшим в истории планеты криогеновым оледенением, эпохой «Земли-снежка»; предыдущий — с глобальным Гуронским оледенением; самый первый — с Понгольским оледенением в конце архея, когда на Земле впервые появились собственные, а не занесенные из космоса снег и лед.