Глобальное потепление может увеличить риск извержений вулканов Исландии — Naked ScienceNaked Science
25.11.2017, 12:56

Глобальное потепление может увеличить риск извержений вулканов Исландии

Исследователи пришли к выводу, что исландские вулканы могут преподнести ряд «сюрпризов». Связано это с глобальными изменениями климата.

1280px-eyjafjallajokull-april-17

Исландские вулканы давно стали притчей во языцех. Именно здесь, в Исландии, находится знаменитый вулкан с трудновыговариваемым названием Эйяфьядлайёкюдль. Самым же активным из вулканов островного государства считают Гримсвотн, который за последние 100 лет извергался 20 раз. Причем последний раз это произошло не так давно: весной 2011-го. Сейчас более 20 вулканов Исландии из приблизительно 150 ученые считают активными. Существенная их часть покоится подо льдом, толщина которого может превышать один километр, так что оценить их активность бывает весьма непросто.

Несмотря на все трудности, связанные с исследованием исландских вулканов, ученые все же пытаются выработать методики, которые позволят прогнозировать их извержения. Своими выводами на этот счет поделилась группа британских исследователей. Результаты работ опубликовали в журнале Geology.

В центре внимания ученых оказались слои вулканического пепла, которые сохранились в торфяниках и озерных отложениях. Проанализировав их, специалисты пришли к выводу, что активность вулканов Исландии существенно уменьшалась в холодный период между 3,5 и 2,5 тыс. лет до н. э. Именно тогда возросла толщина исландских ледников. Похолодание и снижение вулканической активности разделяло 600 лет.

В настоящий момент мы наблюдаем совсем другую картину. Глобальное потепление ведет к тому, что исландские ледники отступают. В результате снижается гигантское давление, которое они оказывают на земную поверхность. Все это, согласно выводам исследователей, может способствовать ускорению некоторых происходящих в мантии процессов и поступлению значительного количества магмы в разломы в земной коре с последующим увеличением риска извержений вулканов.

Озеро Эскьюватн в кратере вулкана Аскья / ©wikipedia

Исландия является островом вулканического происхождения. Он располагается на стыке двух литосферных плит и является в широком смысле гребнем тектонического шва, который поднимается над поверхностью Атлантического океана.

Ранее, напомним, другая группа исследователей пришла к выводу, что знаменитый Йеллоустонский супервулкан извергался чаще, чем считали ранее. Согласно полученным выводам, последние извержения разделяли всего лишь два века. Ранее исследователи полагали, что извержения вулкана происходили раз в несколько миллионов лет. Новые выводы ученые получили на основе анализа фрагментов породы с побережья Калифорнии, и они могут изменить наше представление о вулканах.