Главные события 2016 года: прогноз Nature — Naked Science

Главные события 2016 года: прогноз Nature

Авторитетнейший журнал Nature опубликовал список самых интересных событий и прорывов в науке и технике, которые стоит ждать в наступающем году. Мы отобрали для вас самые-самые, от ключевых космических миссий и до генетической медицины.

komodo-web

Швейцарская компания Climeworks запустит первое в мире предприятие, которое будет вести поглощение углекислого газа из воздуха и продавать его в качестве удобрения для растений, выращиваемых в парниковых условиях. Ожидается, что в июле «фабрика» под Цюрихом заработает и начнет получать около 75 т газа в месяц.

Калифорнийский стартап Sangamo Biosciences начнет испытания технологий генной инженерии для излечения смертельно опасных генетических заболеваний. Для начала биологи апробируют использование нуклеаз «цинковых пальцев», попытавшись скорректировать мутацию, которая вызывает гемофилию. Еще одно направление предстоящих испытаний – «ремонт» гена гемоглобина, нарушение в котором ведет к развитию бета-талассемии.

Астрофизики будут с интересом следить за дальнейшими поисками гравитационных волн, которые были предсказаны еще Эйнштейном, однако до сих пор ни разу не наблюдались «вживую». Такую «рябь пространства-времени» могут создавать быстро движущиеся массивные объекты, такие как нейтронные звезды, а зафиксировать их, возможно, удастся новому проекту Advanced LIGO.

В марте Роскосмос и ESA должны отправить к Красной планете совместную миссию ExoMars 2016. На дорогу к цели уйдет немало времени, и зонд прибудет на место лишь в 2017-м. Зато уже в июле 2016 года американский аппарат Juno окажется в системе Юпитера и проведет новые исследования гигантской планеты и ее окрестностей. Здесь нельзя не упомянуть и о предстоящем в наступающем году запуске новейшего космического рентгеновского телескопа Astro-H, сделанного в Японии, а также о старте американского зонда OSIRIS-REx, который отправится к околоземному астероиду (101955) Бенну. Впрочем, и этим список предстоящих интересных космических стартов не исчерпывается. В апреле пройдут очередные тесты технологий «солнечного паруса», для чего на орбиту отправится следующий аппарат серии LightSail

Китай в 2016 году продолжит выведение аппаратов серии DAMPE, предназначенных для поиска следов распада частиц темной материи: на орбиту отправятся второй и третий зонды из пяти запланированных. Кроме того, КНР собирается вывести в космос экспериментальный спутник для отработки технологий квантовых коммуникаций. Не забудут китайские разработчики и о делах земных: в сентябре должны завершиться работы по возведению радиотелескопа FAST с 500-метровой апертурой, который лишит обсерваторию Аресибо звания крупнейшего в мире радиотелескопа.

В 2016 г. ожидаются первые большие результаты масштабного проекта Earth Microbiome, стартовавшего еще в 2010-м. Целью работы является выделение микрофлоры самых различных естественных экосистем – от ротовой полости комодских «драконов» до сибирской вечной мерзлоты – и массовый анализ бактериальной ДНК.

Ближе к концу года в Иордании должен начать работу ускоритель частиц SESAME. Впрочем, как отмечают редакторы Nature, это событие ценно не столько своей научной стороной, сколько политической. Для традиционно «горячего» региона SESAME представляет собой редчайший пример широкой международной кооперации: в проекте участвуют не только местные власти, но также Израиль, Иран и Палестина.

Соединенные Штаты провели новые тесты гиперзвуковой ракеты AGM-183A ARRW. На представленных фотографиях можно детально рассмотреть перспективное изделие.

Эксперименты показали, что кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, что создает новый и потенциально важный канал распространения вируса и среди людей — через их домашних животных.