Генетики выяснили, как коренные народы Сибири приспособились к холоду — Naked Science

Генетики выяснили, как коренные народы Сибири приспособились к холоду

Ученые обнаружили несколько уникальных групп генов, связанных с адаптацией к холодному климату.

img_9124_1-copia

Север Сибири — один из самых холодных регионов планеты. Авторы нового исследования выявили генетические особенности, позволившие двум коренным народам Сибири адаптироваться к холодам.

В Якутии находятся два населенных пункта, претендующих на звание «полюса холода» Северного полушария: Верхоянск и Оймякон.

Материалом для работы стали образцы ДНК якутов и нганасанов, представители каждой народности предоставили по 21 образцу. Результаты анализа образцов ученые сопоставили с данными, собранными в ходе работы проекта 1000 Genomes Project. Его целью было изучение разнообразия генетических вариаций в различных популяциях. Всего в распоряжении ученых оказалась информация о 508 160 однонуклеотидных вариантах (single-nucleotide variants, SNVs).

Анализ ДНК показал, что предки якутов и нганасанов генетически «разошлись» со своими восточноазиатскими предками от 12 000 до 13 000 лет назад. Ученые полагают, что новые популяции сформировались в период после окончания последней ледниковой эпохи (10 тысячелетие до н. э.). В это время ледники постепенно отступали к северу, освобождая новые территории.

Согласно результатам анализа, нганасаны и якуты жили изолированно друг от друга. При этом представители обеих популяций регулярно сталкивались с трудностями, вызванными суровым климатом. Геном жителей Сибири сохранил следы нескольких проявлений «эффекта бутылочного горлышка» — масштабного сокращения генетического разнообразия популяции. Ученые полагают, что в некоторые моменты жертвами суровых условий могли становиться до 90% представителей популяции.

Исследователи выделили семь специфических наборов генов, присущих коренным народам Сибири. Три из этих наборов связаны с особенностями питания — например, с усвоением жиров. Предполагается, что такие мутации позволили якутам и нганасанам приспособиться к обилию животных жиров в рационе. Другие исследования подтверждают: у современных якутов наблюдаются высокие показатели основного обмена и сравнительно низкий уровень липидов в крови.

Исследование опубликовано в журнале Molecular Biology and Evolution.

Разработанная в этой латиноамериканской стране Abdala, если сообщения о ней точны, — первая в мире успешная субъединичная вакцина от коронавируса. Особенно необычно это потому, что на Кубе распространены штаммы, лучше других обходящие вакцинную защиту. Несмотря на это, Abdala показывает такой же уровень защиты, какой «Спутник» показывал в отношении базового штамма коронавируса.

Ученые открыли новый сарбековирус RhGB01 после исследования всего 53 образцов фекалий подковообразных летучих мышей, расширив географические и видовые диапазоны коронавирусов, подобных SARS-CoV и SARS-CoV-2. Предположительно, они будут встречаться на всем ареале Rhinolophidae — от Австралии и Японии до Европы и Африки.

Двумерный магнит, сконструированный учеными, может найти применение в вычислительной технике и электронике, а также новых инструментах для изучения квантовой механики.