Астрономы измерили вращение пульсара
07.05.2014

Астрономы измерили вращение пульсара

Ученые провели измерения параметров вращения пульсара с точностью в миллион раз, превышающей предыдущий анализ.

jLmWiUlldBg

Американские ученые вместе с коллегами из Австралии и Нидерландов измерили параметры вращения пульсара с точностью, которая в миллион раз превышает предыдущий анализ. Они использовали искажения импульсов пульсара при прохождении его излучения через пространство между звездами и галактиками, представляющее собой сильноразреженную среду заряженных частиц. Специалисты, изучив отдельные искажения от излучения объекта, смогли реконструировать динамику потоков его излучения в целом.

Согласно доминирующей астрофизической модели, пульсары представляют собой вращающиеся нейтронные звёзды с магнитным полем, которое наклонено к оси вращения, что вызывает модуляцию приходящего на Землю излучения. В зависимости от длины волны излучения различают радиопульсары, рентгеновские и оптические пульсары. В случае рентгеновского пульсара излучение происходит за счет аккреции вещества звезды-спутника, а радиопульсар излучает собственную энергию.

Авторы исследования установили, что для пульсара B0834+06 объем пространства излучения звезды меньше, чем считалось, и не исключено, что он расположен ближе к ее поверхности. Точность своих измерений ученые сравнили с точностью, при которой с Земли можно различить двойную структуру молекулы ДНК, расположенной на Луне.

В исследовании была использована радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами, что позволяет задействовать сразу несколько телескопов, расположенных на больших расстояниях друг от друга. Речь идет о тысячах километров.

Радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами – вид интерферометрии, используемый в радиоастрономии, при котором приёмные элементы интерферометра (телескопы) располагаются не ближе, чем на континентальных расстояниях друг от друга. При этом управление элементами РСДБ интерферометра производится независимо, без непосредственной коммутационной линии связи, в отличие от обычного радиоинтерферометра. Запись данных осуществляется на носители информации с последующей корреляционной обработкой на специализированном вычислительном оборудовании – корреляторе.

Первый радиопульсар  PSR J1921+2153 был открыт в июне 1967 года на меридианном радиотелескопе Маллардской радиоастрономической обсерватории Кембриджского университета на длине волны 3,5 м (85,7 МГц). Механизм излучения пульсаров до сих пор остается неясным.