15.08.2017
Редакция Naked Science

Физическая активность в юности помогает сохранить память в зрелом возрасте

Исследование на крысах показало, что «спортивная» молодость способствует улучшению памяти и формированию новых нейронов.

mouse-in-a-wheel

Занятия спортом играют важную роль в профилактике нейродегенеративных заболеваний. Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что недостаток движения у людей среднего возраста приводит к уменьшению объема головного мозга в будущем.

Авторы нового исследования пришли к выводу: физические упражнения в юности оказывают положительный эффект на здоровье мозга в течение всей жизни.

Ученые разделили 80 молодых самцов крыс на две равные группы. Одну группу разместили в индивидуальных клетках с беговыми колесами, вторая группа осталась без «спортивных снарядов». Возраст животных в начале эксперимента составил около месяца. Через шесть недель колеса из клеток убрали.

Когда крысы достигли среднего возраста в 6–7 месяцев, начался второй этап эксперимента. Животные прошли один из стандартных тестов, в ходе которого исследуется способность запоминать травмирующие события. Крыс помещали в особую коробку, затем следовал ощутимый удар током. После этого каждый раз, вновь попадая в эту коробку, животные замирали от страха. Через две недели ученые исследовали, сохранилась ли в памяти животных взаимосвязь коробки и удара током. Крыс разделили на три группы. Животных из первой группы помещали в ту же самую коробку в той же комнате. Для второй группы коробку перенесли в другую комнату, иначе обставленную и освещенную. Третья группа оказывалась в другой коробке в другом помещении. Затем ученые исследовали состояние зубчатой извилины мозга крыс. Эта часть гиппокамповой формации — одна из немногих зон мозга, где новые нейроны продолжают формироваться в течение всей жизни.

Группа крыс, выросшая в клетках без беговых колес, демонстрировала одинаковое соотношение страха и его отсутствия во всех трех типах ситуаций. Животные, в клетках у которых были колеса, в изменившихся условиях показывали схожую реакцию на 40—50% реже. В мозге крыс-бегунов обнаружили повышенную активность нейронов зубчатой извилины.

Один из авторов исследования, физиолог Мартин Войтович (Martin Wojtowicz), говорит: «Это исследование проводилось на животных, но оно указывает, что физическая активность в молодом возрасте крайне важна — не только для периода формирования, но и на протяжении всего пути когнитивного развития в соответствии с возрастом. У человека этот процесс, может быть, сможет компенсировать или задержать появление симптомов болезни Альцгеймера — возможно, настолько, чтобы предотвратить ее начало».

Исследование опубликовано в журнале eNeuro.