Экраноплан: корабль или самолет? — Naked Science
9 минут
Discovery Channel

Экраноплан: корабль или самолет?

Экранопланы – это нечто среднее между тяжелым самолетом и легким катером. Они летают благодаря так называемому «эффекту экрана», создающему воздушную подушку при полете вблизи поверхности. Когда-то этот эффект сильно мешал пилотам при посадке, а сейчас - нет.

Экраноплан
Экраноплан

Летать на подводных крыльях

«Эффект экрана» сначала использовали в морском флоте, для которого талантливый ученый и кораблестроитель Ростислав Алексеев сконструировал суда на подводных крыльях, способные идти втрое быстрее обычных: торпедные катера времен Второй мировой войны, «Ракеты», «Кометы», «Метеоры», «Спутники» и другие. Однако увеличение их скорости свыше 100 км/ч оказалось нерентабельным, поскольку приводило к снижению гидродинамических характеристик, и ученый переключился на летательные аппараты. Первоначально в их создании использовались те же идеи, что и при кораблестроении, однако постепенно они трансформировались – так появился первый экраноплан. 

«Каспийский монстр» – миф или реальность

Когда летом 1967 года американские военные получили со спутника-шпиона снимки с изображением странного объекта, летящего в нескольких метрах над землей, они приняли его за мистификацию, устроенную советской контрразведкой с целью направить исследования США в неверное русло. Лишь немногие поверили, что в СССР появился новый вид вооружения.

Сомнения были вполне обоснованы: машина на фотографиях достигала длины в 100 метров, при этом обладала небольшим размахом крыльев – меньше 40 метров, но двигалась со скоростью до 500 км/ч. На борту необычного аппарата было написано «КМ», и американцы назвали его «Каспийским монстром». Под этим прозвищем один из первых экранопланов и вошел в историю. Аппарат с двумя двигателями на хвосте и восемью на крыльях мог поднимать до 500 тонн, что в 60-е годы ХХ века было рекордом для любого летательного аппарата. 

Опасный птенчик

В 70-х годах был построен военный экраноплан «Орленок», в 1979 году включенный в состав Каспийской флотилии. На учениях он перевозил 200 десантников и 2 бронемашины на 1,5 тысячи километров. Откидывающаяся вбок носовая часть делала выгрузку очень быстрой. Развивая скорость до 500 км/ч, корабль был способен выдерживать трехбалльный шторм и подниматься на высоту до 100 метров. Всего было построено 5 машин такого типа, одну из которых сейчас можно увидеть в музее ВМФ в Москве.

Убийца и спасатель

«Лунь», оснащенный крылатыми ракетами, по своему боевому потенциалу был сопоставим с эсминцем. Его называли «убийцей авианосцев», потому что именно они должны были стать главной мишенью: за счет высокой скорости и незаметности для радаров противника он мог приблизиться к ним на расстояние удара. Однако при разработке этого корабля ставились не только военные цели: второй экраноплан этой серии должен был стать поисково-спасательным. Эта модель так и называлась — «Спасатель».

Благодаря своим размерам и грузоподъемности до 400 тонн он был незаменим при эвакуации людей из мест глобальных катастроф. На его борту был предусмотрен госпиталь с операционной, в том числе и для оказания помощи пострадавшим от ядерного удара. Крыло аппарата было приспособлено для быстрого спуска на воду специальных лодок. Из-за отсутствия финансирования в начале 90-х годов проект был заморожен.

Три в одном

Работа над экранопланамив 90-е годы практически сошла на нет. Однако в следующем десятилетии было построено несколько машин этого типа, но в основном малых и средних размеров. Интересно, что фокус разработок сместился с военных целей на коммерческие и спасательные. Например, «Акваглайд» и ему подобные аппараты, разработанные и построенные Арктической торгово-транспортной компанией, которые перевозят грузы в северные регионы России круглый год.

Сейчас несколько частных компаний и конструкторских бюро занимаются проектированием и производством экранопланов, в том числе и принципиально новых — таких как экранолет С-90, способный работать в режиме самолета и судна на воздушной подушке. Он может подниматься на высоту от 0,5 до 4000 метров с максимальной загрузкой в 4,5 тонн.

Кто за, кто против

У экранопланов есть свои сторонники и свои противники. Первые указывают на безопасность этого вида транспорта по сравнению с самолетами: без каких-либо предпосадочных маневров, просто сбросив газ, суда на воздушной подушке могут сесть на землю или воду, сохранив в целости и пассажиров, и груз. Им не нужна какая-то особая трасса ни для движения, ни для посадки, при этом они набирают весьма высокую скорость – до 600 км/ч, а поднимать могут куда больший вес по сравнению с другими летательными аппаратами.

Главным недостатком экранопланов считается невозможность летать над неровной поверхностью. К тому же из-за очень малой маневренности они уязвимы для наземных ПВО. Необходимые навыки для управления этим транспортом довольно специфичны, поэтому требуют узкопрофильного обучения пилотов — это тоже препятствует широкому распространению экранопланов. Часть этих недостатков отсутствует у такой модификации этих летательных аппаратов, как экранолеты.

Хотите узнать еще больше про инженерные шедевры России? Смотрите новые выпуски программы «Техногеника» на официальном YouTube канале Discovery Channel! 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
7 часов назад
5 минут
Илья Ведмеденко

Украинские разработчики представили концепт ударного беспилотника, способного среди прочего поражать воздушные цели. На презентационном видео аппарат поражает ракетой БПЛА «Орион».

10 часов назад
4 минуты
Сергей Васильев

Галактические нити крупномасштабной структуры Вселенной тянутся на сотни миллионов световых лет — и, как оказалось, вращаются, увлекая в движение все свои галактики.

12 июня
9 минут
Василий Парфенов

Российские эпидемиологи считают, что в столице могла появиться своя разновидность вируса SARS-CoV-2. Кроме того, по мнению специалистов Центра имени Гамалеи, сейчас важным является индийский штамм коронавируса. По отношению к нему активность сывороток у вакцинированных и переболевших Covid-19 снижена в 2-3 раза.

12 июня
58 минут
Николай Цыгикало

Грохот уходящих в космос ракет, гигантские столбы огня, колоссальная сила, превосходящая силу тяжести. Форсажный рев боевых самолетов. Самое громкое и мощное силовое устройство человека. Все это — канал особой формы и особых свойств, радикально изменивший человечество. В чем его суть и как происходит трудное рождение сверхзвука — читайте в нашем материале.

12 июня
9 минут
Василий Парфенов

Российские эпидемиологи считают, что в столице могла появиться своя разновидность вируса SARS-CoV-2. Кроме того, по мнению специалистов Центра имени Гамалеи, сейчас важным является индийский штамм коронавируса. По отношению к нему активность сывороток у вакцинированных и переболевших Covid-19 снижена в 2-3 раза.

9 июня
4 минуты
Ольга Иванова

Международная команда исследователей изучила геологию и условия существования самого большого моря в истории планеты — Паратетиса.

24 мая
23 минуты
Ольга Иванова

«Сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей», – заявил в свое время американский общественный деятель Джерри Рубин. И ошибся. Раскрепощение нравов происходило задолго до появления машин, причем много раз. Оно напоминает движение маятника. Как и почему вершились «секшал революшнс» и стоим ли мы на пороге нового витка сексуальности или же нас ждет ужесточение морали? Об этом – в нашем материале.

9 июня
4 минуты
Ольга Иванова

Международная команда исследователей изучила геологию и условия существования самого большого моря в истории планеты — Паратетиса.

27 мая
51 минута
Александр Березин

Хотя в прессе много пишут об исключительно редких «побочках» от вакцин, практика показывает, что бояться надо совсем другого. Самым страшным врагом привитого остается... коронавирус. Даже после вакцин Pfizer или Moderna от него иногда умирают — и подобных случаев уже сотни. Разумеется, среди непривитых таких на порядки больше, но погибшим и членам их семей от этого не легче. Еще хуже то, что две из трех российских вакцин, похоже, защищают от ковида намного слабее Pfizer и Moderna. Это довольно странно с учетом того, что третий российский препарат в этом плане не уступает западным аналогам. Почему российские власти финансируют миллионные тиражи слабой вакцины, имея в распоряжении вполне полноценную?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: