Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Экраноплан: корабль или самолет?
Экранопланы – это нечто среднее между тяжелым самолетом и легким катером. Они летают благодаря так называемому «эффекту экрана», создающему воздушную подушку при полете вблизи поверхности. Когда-то этот эффект сильно мешал пилотам при посадке, а сейчас - нет.
Летать на подводных крыльях
«Эффект экрана» сначала использовали в морском флоте, для которого талантливый ученый и кораблестроитель Ростислав Алексеев сконструировал суда на подводных крыльях, способные идти втрое быстрее обычных: торпедные катера времен Второй мировой войны, «Ракеты», «Кометы», «Метеоры», «Спутники» и другие. Однако увеличение их скорости свыше 100 км/ч оказалось нерентабельным, поскольку приводило к снижению гидродинамических характеристик, и ученый переключился на летательные аппараты. Первоначально в их создании использовались те же идеи, что и при кораблестроении, однако постепенно они трансформировались – так появился первый экраноплан.
«Каспийский монстр» – миф или реальность
Когда летом 1967 года американские военные получили со спутника-шпиона снимки с изображением странного объекта, летящего в нескольких метрах над землей, они приняли его за мистификацию, устроенную советской контрразведкой с целью направить исследования США в неверное русло. Лишь немногие поверили, что в СССР появился новый вид вооружения.
Сомнения были вполне обоснованы: машина на фотографиях достигала длины в 100 метров, при этом обладала небольшим размахом крыльев – меньше 40 метров, но двигалась со скоростью до 500 км/ч. На борту необычного аппарата было написано «КМ», и американцы назвали его «Каспийским монстром». Под этим прозвищем один из первых экранопланов и вошел в историю. Аппарат с двумя двигателями на хвосте и восемью на крыльях мог поднимать до 500 тонн, что в 60-е годы ХХ века было рекордом для любого летательного аппарата.
Опасный птенчик
В 70-х годах был построен военный экраноплан «Орленок», в 1979 году включенный в состав Каспийской флотилии. На учениях он перевозил 200 десантников и 2 бронемашины на 1,5 тысячи километров. Откидывающаяся вбок носовая часть делала выгрузку очень быстрой. Развивая скорость до 500 км/ч, корабль был способен выдерживать трехбалльный шторм и подниматься на высоту до 100 метров. Всего было построено 5 машин такого типа, одну из которых сейчас можно увидеть в музее ВМФ в Москве.
Убийца и спасатель
«Лунь», оснащенный крылатыми ракетами, по своему боевому потенциалу был сопоставим с эсминцем. Его называли «убийцей авианосцев», потому что именно они должны были стать главной мишенью: за счет высокой скорости и незаметности для радаров противника он мог приблизиться к ним на расстояние удара. Однако при разработке этого корабля ставились не только военные цели: второй экраноплан этой серии должен был стать поисково-спасательным. Эта модель так и называлась — «Спасатель».
Благодаря своим размерам и грузоподъемности до 400 тонн он был незаменим при эвакуации людей из мест глобальных катастроф. На его борту был предусмотрен госпиталь с операционной, в том числе и для оказания помощи пострадавшим от ядерного удара. Крыло аппарата было приспособлено для быстрого спуска на воду специальных лодок. Из-за отсутствия финансирования в начале 90-х годов проект был заморожен.
Три в одном
Работа над экранопланамив 90-е годы практически сошла на нет. Однако в следующем десятилетии было построено несколько машин этого типа, но в основном малых и средних размеров. Интересно, что фокус разработок сместился с военных целей на коммерческие и спасательные. Например, «Акваглайд» и ему подобные аппараты, разработанные и построенные Арктической торгово-транспортной компанией, которые перевозят грузы в северные регионы России круглый год.
Сейчас несколько частных компаний и конструкторских бюро занимаются проектированием и производством экранопланов, в том числе и принципиально новых — таких как экранолет С-90, способный работать в режиме самолета и судна на воздушной подушке. Он может подниматься на высоту от 0,5 до 4000 метров с максимальной загрузкой в 4,5 тонн.
Кто за, кто против
У экранопланов есть свои сторонники и свои противники. Первые указывают на безопасность этого вида транспорта по сравнению с самолетами: без каких-либо предпосадочных маневров, просто сбросив газ, суда на воздушной подушке могут сесть на землю или воду, сохранив в целости и пассажиров, и груз. Им не нужна какая-то особая трасса ни для движения, ни для посадки, при этом они набирают весьма высокую скорость – до 600 км/ч, а поднимать могут куда больший вес по сравнению с другими летательными аппаратами.
Главным недостатком экранопланов считается невозможность летать над неровной поверхностью. К тому же из-за очень малой маневренности они уязвимы для наземных ПВО. Необходимые навыки для управления этим транспортом довольно специфичны, поэтому требуют узкопрофильного обучения пилотов — это тоже препятствует широкому распространению экранопланов. Часть этих недостатков отсутствует у такой модификации этих летательных аппаратов, как экранолеты.
Хотите узнать еще больше про инженерные шедевры России? Смотрите новые выпуски программы «Техногеника» на официальном YouTube канале Discovery Channel!
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.
Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии